Otis
  

«

ДОРОГИ И НАПРАВЛЕНИЯ

»

Дата: 02.06.2011 в 18:17 · Категория: Без категории

Константин Маскаев
Дороги всегда были важны для человечества. Они связывали цивилизации, по ним передвигались товары и идеи. Вблизи дорог и их пересечений кипела событиями и развивалась жизнь. Именно пути следования, транспортные потоки разделили пространство на центры и периферию.
Каких-то 30-40 лет назад бытовало мнение, что в Казахстане дороги, как яичко. То есть ровные. Время до неузнаваемости изменило не только состояние тех дорог, но и существенно перекроило карту. Одни дороги, чаще всего построенные и используемые для нужд обороны, пришли в запустение. Другие дороги получили развитие, напротив, уже на карте нового Казахстана, стали обслуживать нужды дня сегодняшнего.
“НП” делает попытку составить каталог-справочник имеющихся в республике транспортных направлений, своего рода кадастр казахстанских дорог. Мы изучаем дороги страны, составляем их характеристики и определяем перспективы. Все для того, чтобы эти жизненно необходимые артерии эффективно выполняли то, для чего предназначены. То есть приводили людей к назначенной цели

Юг и Восток
Начнем с трассы, связывающей два важнейших города республики. Шоссе АстанаАлматы лишь часть трассы Ташкент — Екатеринбург. Казахстанский участок на юге берет начало у Черняевки, проходит через Шымкент и Тараз. Именно этот южный участок теснее всего совпадает с одним из направлений Великого шелкового пути. Но о нем позже.
Итак, дорога М36. Пролегает по Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Акмолинской областям. Протяженность 2120 километров, участок АлматыАстана — 1241 километр. Почти на всем протяжении дорога имеет по одной полосе в каждом направлении.
Примерно на 115-м километре от Алматы, за поселком Курты, начинаются участки, уже продолжительное время нуждающиеся в ремонте. Следующие 150-200 километров, можно сказать, трасса дрянь. Кое-где асфальт снят и лежит на обочинах. Работы ведутся медленно и не везде. Заканчивается проблемный участок только после Бурубайтала (352-й километр). Далее состояние на твердую “четверку”. Расширяется трасса и становится более качественной только за Карагандой. Участок до Астаны можно назвать самым лучшим. В некоторых местах имеется освещение и разделительная полоса.
После Астаны трасса М36 уходит в северо-западном направлении в сторону Атбасара и через Есиль, Костанай и поселок Комсомолец Костанайской области, “пробежав” 870 километров, выводит к границе с Российской Федерацией. До Атбасара дорога отличная.
Оснащенность трассы заправочными станциями и пунктами сопутствующего сервиса на низком уровне.
К сведению, с дороги М36 теперь можно проследовать в сторону Павлодара (с юга), не заезжая в Астану. От Караганды до Шидерты сделан очень хороший асфальт (420 километров). Дорога на восток сократилась на 205 километров.
Павлодар и Семей соединяет участок трассы М38, которая начинается в Омске, в Казахстане идет через райцентры Железинка, Качиры. Далее Павлодар, Семей (дистанция 320 километров), бежит на восток через станцию Чарск, Георгиевку, Зайсан к границе с Китаем.
Дорога А350 соединяет Алматы и Семей, Усть-Каменогорск и ведет далее до Барнаула и Новосибирска. Это важный товарно-транспортный поток с юга страны в Западную и Восточную Сибирь. Маршрут проходит через Капшагай, Талдыкорган, Сарканд, Аягоз, развилку в Георгиевке.
Одна из многострадальных трасс, число плохих участков которой множится и кочует по дистанции. От Алматы до Талдыкоргана и далее почти до Сарканда дорога в целом неплохая, хотя попадаются неровности и ямки. Далее дорога заметно хуже, появилось несколько мест, которые нужно объезжать по обочине. Ближе к повороту на Ушарал и до границы с ВКО покрытие лучше, ровнее. По въезду в ВКО дорога значительно хуже. От Аягоза продолжает ухудшаться, невзирая на отремонтированные участки. От развилки в Георгиевке дорога до Семея разрушена настолько, что на преодоление 160 километров может потребоваться 4-5 часов. Особенно вечером: движение на закат, пыль, насекомые на стекле...
Направление на Усть-Каменогорск (115 километров) в несколько лучшем состоянии, но в целом и там дорога нуждается в крупном ремонте.
В последнее время водители легковушек предпочитают добираться в ВКО и Алтайский край через Балхаш и Павлодар.
Чтобы покинуть пределы восточной части страны, следует рассказать о “самой загадочной” трассе А345 Караганда — Каркаралы — Аягоз. Протяженность 702 километра. Это очень удобное прямое направление севернее озера Балхаш, которое сегодня могло бы соединить таможенный переход “Дружба” на китайской границе с центром страны. Пример старого военного шоссе. Населенных пунктов почти нет. Трасса проходит по самому центру Великого казахского мелкосопочника — Сарыарка. Запасаться топливом лучше в Караганде.
Дистанция Караганда — Каркаралы (200 километров) в некоторых местах нуждается в ремонте, но в целом трассу можно оценить на “тройку”. В Каркаралы нужно в любом случае заправить полный бак, поскольку предстоит 500 километров полупустыни. Причем почти сразу начинается то, что когда-то было трассой: 400 километров остатков асфальта, ухабов, ям, пыли и почти абсолютного “бездорожья”. Покрытия сотовой связи здесь нет! Тем не менее трассу используют грузовики, краны, буровые машины. Встречается много диких животных, даже волки.
Дорожные знаки и указатели отсутствуют, примерно на 350-м километре есть поворот на Кайнар и Семей. Участок от этого поворота до селения Бершатас протяженностью 170 километров преодолевается примерно за 4 часа. Остатки асфальта и сносная дорога появляются примерно за 100 километров от Аягоза.
Было бы удобным перепроложить эту трассу и построить здесь транспортный коридор через Ушарал в сторону Джунгарских ворот и таможенного перехода “Дружба”. Это значительно сократило бы путь товаров в центр страны и транзит в сторону РФ. Сегодня этот поток неминуемо идет длинной дорогой через Алматы, что вынуждает власти южной столицы и Минтранс искать способы пустить грузовой транзитный караван в объезд города.

Пейзаж техасский, но качество дороги все еще советское... Юг
Юг в Казахстане традиционно начинается с Кордайского перевала, через который проходит международная трасса Алматы — Бишкек (одна из лучших трасс страны), участок той самой М39. Затем М39 поворачивает на юго-запад и ведет в Тараз, Шымкент и Туркестан. В ближайшее время часть этой дороги в пределах Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областей и далее на северо-запад станет участком коридора Западная Европа — Западный Китай. Поэтому многие участки сейчас в состоянии реконструкции. Здесь прокладывается принципиально новая трасса в полном соответствии с международными стандартами.
От Шымкента это современное шоссе пройдет по ныне существующей трассе М32, которая легла через весь Казахстан и соединяет города Туркестан, Кызылорду, Байконур, Аральск, Актобе, Уральск и уходит в Оренбургскую область России. Дистанция Шымкент — Уральск без нескольких километров — 2 тысячи.
С долей осторожного оптимизма можно говорить, что эта дорога в ближайшие пару лет придет в состояние, близкое к идеальному. Пока же на всем протяжении трассы идет масштабное строительство. Местами объезды, порой довольно затяжные, строительство идет либо рядом с прежней трассой, либо прямо по ней. Дорога неплохо обеспечена заправочными станциями. По завершении работ сеть дорожного сервиса будет еще расширена.
Несколько лет назад мне довелось проехать этой дорогой за рулем немецкого кроссовера от Шымкента через Аральск и местечко Карабутак в Костанай. После Аральска дорога становилась “направлением”. Даже тяжелые грузовики прокладывали там путь, кому как удобно, по ленте шириной 200-300 метров, поднимая завесу очень плотной пыли. Почти 400 километров от Аральска до Карабутака (если не сбиться с пути) преодолевалось примерно за 10 часов.
Участок этой дороги в Атырауской и Уральской областях можно назвать хорошим. Возможно, после паводка там что-то изменилось, но, думаю, восстановительные работы вскоре растворятся в масштабном строительстве международного транзитного коридора.

Запад
В этой части страны заслуживает внимания трасса А340 от Актобе до Атырау. Протяженность 540 километров. В прошлом году проведена масштабная ремонтная кампания, многие проблемные участки буквально перепроложены заново. Отстает пока уровень дорожного сервиса.
С этой трассы идет единственная дорога в Актау. Она берет начало в городке Доссор, старейшем нефтепромысловом центре Казахстана. Отсюда до Актау 835 километров. Путь частично лежит по пустынной, но во многом уникальной местности полуострова Мангышлак, через Бейнеу и Шетпе. В октябре 2009 года участок Атырау — Бейнеу протяженностью 426 километров был реконструирован.
Помимо всего прочего данный участок входит в состав автомобильной дороги Астрахань — АтырауАктау — граница Туркменистана, общая протяженность которой составляет 1402 километра и является одним из перспективных транзитных коридоров.
На оставшихся участках Астрахань — Атырау, Бейнеу — Актау и Актау — граница России, общей протяженностью 976 километров планируется завершить работы до конца 2015 года. Пока трасса до Актау нуждается в продолжении реставрации. После Бейнеу до Шетпе на протяжении 320 километров средняя скорость движения может упасть до 20-30 километров в час.
Расстояния между городами: АктауАтырау — 870 километров, Атырау — Уральск — 500 километров, Уральск — Актобе — 495 километров.
Запад — Север — Центр
Из Актобе в столицу республики — через Костанай. От Актобе движение сначала по знакомой М32. До границы области дорога без нареканий, знаки расставлены, опасные участки отмечены. Правда, после Комсомольского примерно на 200 километров нет АЗС. Ближайшие, причем в большом количестве, появляются в районе Жетикары Костанайской области. В районе поселка Денисовка Костанайской области участок протяженностью около 50 километров (по состоянию на начало апреля) сильно разбит. Вообще эта часть страны населена плотно, дороги проходят через многочисленные деревни, небольшие города, среди которых Лисаковск, Рудный.
Для следования в Астану из Костаная обычно выбирают трассу, ведущую через Аманкарагай, Есиль и Атбасар. Весь участок — 690 километров. В начале пути на довольно большом протяжении трасса хорошая. Но затем на границе Карасуского и Костанайского районов появляется первый участок со свежими дырами. Затем от Бузулука до Есиля имеется много выбитых в асфальте ям, что создает опасность для движения, особенно в ночное время.
Дистанция Есиль — Атбасар — Жалтыр в очень неплохом состоянии, нареканий не вызывает. Участок от Жалтыра до Новочеркасского изношен, нуждается в ремонте. После Новочеркасского дорога хорошая, но пока не нанесена разметка, сложно передвигаться в ночное время. На подъездах к Астане в районе Талапкера на примерно 5-километровом участке снят асфальт, ведутся работы.
ПетропавловскКостанай, А341, 462 километра. До Сергеевки (192 километра) дорожное покрытие отличное. Далее до Новоишимки дорога чуть хуже, участок ремонтировали, возможно, уже завершили. От Новоишимки до Урицкого местами дорога плохая, с ямами и небольшим гравийным отрезком. От Урицкого до Костаная 132 километра нормальной дороги. В среднем темпе можно пройти всю дистанцию за 5 часов.

Из Центра
Единственная пока в стране дорога международного стандарта и качества — от Астаны до Щучинска, 246 километров шестиполосного автобана (по три полосы в каждом направлении). Соединяет Астану с курортной зоной Боровое. Автомагистраль. ПДД позволяют развивать здесь скорость до 140 километров в час. Пропускная способность — 40 тысяч автомобилей в сутки. Все пересечения и примыкания к второстепенным дорогам предусмотрены в разных уровнях, сделаны 23 транспортные развязки, 9 мостов и путепроводов. На всем протяжении трассы на разделительной полосе и обочинах имеется барьерное ограждение.
Дорога АстанаУсть-Каменогорск, протяженность 1000 километров. До Павлодара (410 километров) это трасса А344. От Павлодара до Семея (320 километров) и далее до развилки в Георгиевке (160 километров) путь лежит по дороге М38. Затем (110 километров) по дороге А350. Состояние трассы вплоть до Семея очень хорошее. Лишь местами выскакивают ямы, но в целом передвижение по участку вполне комфортное. Придорожный сервис предстоит развивать. Участок Семей — Георгиевка — Усть-Каменогорск описан выше. Нуждается в масштабной реконструкции.

К слову, характерными для СССР узкими дорогами мы обязаны советскому партийно-хозяйственному деятелю Алексею Косыгину. В его яркой биографии, помимо прочих, был такой эпизод. В 1942 году Косыгин работал в блокадном Ленинграде, где руководил снабжением и питанием мирных жителей и армии, занимался эвакуацией мирного населения, принимал непосредственное участие в создании “Дороги жизни” и прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. В 50-е годы он стал зампредом Президиума Совмина СССР и в 1959 году возглавил мощнейшую организацию — Госплан СССР. Одной из масштабных задач Госплана в тот момент было создание дорожной сети СССР, которая должна была обеспечить потребности экономических реформ, нацеленных на промышленный рост и повышение качества управления промышленностью.
Во время обсуждения транспортной составляющей этого проекта “генералы” строительных трестов предлагали сооружать междугородные трассы с двухполосным движением в каждом направлении, так называемые 15-метровые дороги. Косыгин спросил у Бориса Чубарова, курировавшего вопросы автотранспорта, об актуальном трафике на основных междугородних направлениях, на что Чубаров ответил, что он примерно колеблется у параметра 20-30 машин в час. На что, говорят, Косыгин сказал примерно следующее: ну вот, товарищи, машин у нас не так много, достаточно будет и семи метров. После чего скорректированный проект ушел в реализацию.
В тот момент это сэкономило стране огромные средства. По иронии судьбы это решение идеолога и прокладчика “Дороги жизни” превратило наши дороги в “дороги смерти”: при такой ширине обгон неминуемо сопряжен с выездом на полосу встречного движения. Современная интенсивность движения на таких трассах в совокупности с большим количеством машин с правосторонним расположением руля создает реальную опасность. Трасса АстанаАлматы из таких. В стране сохранилось немало 7-метровых дорог, которые соединяют целые регионы и ведут в соседние страны. И пока это положение, к сожалению, сохраняется

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, в настоящее время ведется работа в нескольких направлениях. Прежде всего реализуется ряд проектов по реконструкции именно транзитных участков. В частности, автомобильная дорога Омск — Павлодар — Майкапшагай протяженностью 1094 километра, АлматыПетропавловск — граница России (1724 километра), АстанаКостанай — Челябинск (891 километр), граница России — Уральск — Актобе (517 километров). Крупнейшим и важнейшим проектом является международный транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай. Казахстанский участок составляет 2787 километров, из которых 2452 километра подлежат реконструкции.
По состоянию дорог судят о благосостоянии страны. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 93 тысячи километров, из них в хорошем и удовлетворительном состоянии находится 55 процентов. В ремонте нуждаются свыше 40 тысяч километров автодорог. Лишь в последнее время власти взялись за дорожную проблему. Реконструкция и ремонт отечественных магистралей объявлены приоритетом. При успешной реализации всех задуманных концессионных проектов, а их пока десять, к 2013 году будет введено в эксплуатацию 2463 километра современных и качественных дорог.

По сообщению сайта Новое поколение


Читайте также:
Кому (e-mail)
Антибот
Имя *
Комментарий *
E-Mail

На этот адрес будут приходить уведомления о новых комментариях.
Мы никогда и никому не покажем этот адрес электронной почты.
Антибот *