Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Даулет Ергожин: «Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется»

Дата: 04 января 2011 в 18:50 Категория: Новости экономики

Даулет Ергожин: «Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется»

Даулет Ергожин: «Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется»

 

Уходящий год был ознаменован рядом изменений в экономике страны: выход из рецессии наряду с мощным рывком в сторону индустриально-развитых стран, начало работы Таможенного союза наряду с необходимостью сохранения старых экономических связей с партнерами из других стран. О том, как удалось обеспечить наполняемость госбюджета в этих условиях, а также о планах на предстоящий год в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан» рассказал председатель Налогового комитета министерства финансов Казахстана Даулет Ергожин.

— Даулет Едилович, каким выдался уходящий год для налоговых органов республики Казахстан?

— Уходящий год был непростым, можно сказать и тяжелым. Во-первых, он был ознаменован выходом из кризиса, соответственно, нужно было принимать определенные решения в отношении тех предприятий, кто находился в тяжелом состоянии и в то же время имел задолженности по налогам. Совместно с этими предприятиями, их акционерами мы провели работу, в результате все они погасили свои задолженности, а те, кто не смог, в соответствии с законодательством получил отсрочку на уплату налогов, но с учетом соответствующей пени.

Кроме того, с 1 июля полноценно начал функционировать Таможенный союз, в связи с чем работа по взиманию косвенных налогов во внешней торговле от таможенных органов перешла к нам. При этом нам передали функции, но не добавляли численность. В рамках существующего штата сотрудников мы сформировали управление по работе с Таможенным союзом, буквально за два месяца изготовили программное обеспечение для электронного взаимодействия с налогоплательщиками, наладили электронную связь с коллегами из России и Белоруссии. С 9 сентября текущего года весь объем передаваемой информации между нашими налоговыми органами производится уже в электронном формате. В итоге, если говорить о цифрах, то с 1 июля 2010 года по 30 ноября 2010 года поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС) на импортируемые из России и Белоруссии товары выросли в 1,4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

 

Для справки:

 

По данным Минфина Казахстана, общая сумма поступлений в республиканский бюджет по НДС на импорт из России за период с 01.07.2009 г. по 30.11.2009 г. составила 62 млрд 209 млн 310 тыс. тенге. За аналогичный период 2010 года общая сумма поступлений НДС на импорт из РФ составила 87 млрд 463 млн 333 тыс. тенге (рост на 24 млрд 146 млн 10 тыс. тенге). По НДС на импорт из Белоруссии: за период с 01.07.2009 г. по 30.11.2009 г. общая сумма поступлений составила 2 млрд 513 млн 639 тыс. тенге, за аналогичный период 2010 года — 3 млрд 715 млн 11 тыс.тенге (рост на 1 млрд 70 млн 612 тыс. тенге).

 

В принципе, с учетом всех вышеперечисленных факторов, могу сказать, что работа Налогового комитета проходила и продолжает проходить в нормальном режиме. Никто из налогоплательщиков не уклоняется от выполнения обязательств. Конечно, у нас есть определенные вопросы по тем налогоплательщикам, кто завозил продукцию либо с занижением цен, либо кто уклонялся от подачи заявления. Но мы практически всех их вычислили, сейчас проводится соответствующая камеральная работа, и, думаю, что в январе следующего года они все добросовестно выполнят свои обязательства. Сумма доначислений составит порядка 1,3 млрд тенге. Это касается завоза автомобилей индивидуальными предпринимателями с территории РФ, а также пищевой продукции и строительных материалов. Трем компаниям мы выставили уведомления о начале внеплановой проверки и многим другим направили запросы о необходимости предоставить пояснения либо сдать соответствующие налоговые декларации. Эту работу мы начали в сентябре, и на сегодня 24 налогоплательщика уже добровольно сдали декларации, уплатив налоги на сумму порядка 650 млн тенге из указанных мной 1,3 млрд тенге.

— До начала функционирования Таможенного союза вы прогнозировали возможный «переток» предприятий в Казахстан из других стран, в частности, из России, из-за более привлекательного налогового режима. Оправдались ли данные прогнозы?

— Резкого «перетока» не произошло. Но все же есть следующие данные: за время существования ТС у нас количество юридических лиц выросло на 87 — по нерезидентам, и на 425 предприятий — по юридическим лицам, учредителями которых являются нерезиденты. Если сравнивать с прошлым годом, то рост произошел в 1,9 раза. Это уже неплохой показатель. Если в следующем году столько же компаний зарегистрируется у нас, это будет тоже хорошо, так как увеличится налогооблагаемая база, мы повысим собираемость налогов и так далее.

— Министр финансов Болат Жамишев прогнозировал перевыполнение плана поступлений в республиканский бюджет на 2010 год в сумме 143 млрд тенге, в том числе по налоговым поступлениям — на 133,4 млрд тенге. Чем обусловлен данный рост?

— Перевыполнение по налоговым поступлениям ожидается в первую очередь за счет роста поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) на товары внутреннего производства, а также за счет специальных налогов и платежей недропользователей (налог на добычу полезных ископаемых, рентный налог), НДС на товары, импортируемые с территории Таможенного союза. Причем по последнему виду поступлений, как я уже неоднократно отмечал, рост составляет 40%.

Что касается роста спецплатежей недропользователей, то здесь повлияло несколько факторов. Во-первых, ставка НДПИ у нас зависит от цены на нефть. Во-вторых, платить стали все, исключений никому не дается. Плюс также свою лепту внесли проверки недропользователей, причем мы проверяли их не только по спецплатежам, а в этом году мы делали акцент на контроль за трансфертным ценообразованием.

И в целом, конечно, рост налоговых поступлений обусловлен улучшением платежной дисциплины, наряду с улучшением налогового администрирования и благоприятной экономической ситуацией.

— В текущем году Налоговый комитет договаривался с коллегами из других стран об обмене информацией. Есть ли результаты этого обмена на сегодняшний день?

— Могу сказать, что сейчас мы поставили задачу заключить соглашения со всеми странами, с которыми у нас подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Мы уже подписали и направили проекты соглашений в Корею, Болгарию, Польшу, Чехию, Пакистан, Латвию, Китай, Индию, Австрию, США, Швейцарию, Сингапур, Китай, Финляндию и Германию. Ожидаем, что в первой половине следующего года соглашения будут подписаны. Затем уже начнется планомерная работа.

На сегодня у нас подписаны соглашения со всеми странами СНГ. Причем здесь предполагается более расширенное толкование сотрудничества — не только взаимодействие и обмен информацией, но и совместная борьба с уклонением от уплаты налогов. К примеру, с Россией мы сейчас очень хорошо работаем по проверке консорциума Karachaganak Petroleum Operating (KPO, разрабатывает газоконденсатное месторождение Карачаганак, на западе Казахстана — «ИФ-К») — обмен информацией. По всем вопросам поставки нашими горнорудными компаниями товаров, работ и услуг мы тоже обмениваемся информацией с нашими российскими коллегами.

Что касается стран дальнего зарубежья, то мы подписали соглашение об обмене информацией с Италией. Первый запрос направили, ожидаем, что в январе следующего года получим ответ. Это также в рамках проверки по Карачаганаку.

То есть Казахстан проводит проверку KPO, а наши коллеги из России и Италии нас будут обеспечивать необходимой информацией в рамках своего законодательства. Наши вопросы касаются уплаты налогов, причем сейчас мы концентрируемся на поставщиках услуг, подрядчиках. Компании, входящие в консорциум, так как они зарегистрированы на территории Казахстана, мы проверяем сами.

 

Для справки:

 

Налоговая проверка в KPO охватывает вопросы своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет республики в период с 2005 по 2009 года.

В настоящее время госорганы Казахстана и KPO ведут международное арбитражное разбирательство по факту причинения экономического ущерба интересам республики на 187 млрд тенге.

Финансовая полиция возбудила уголовное дело в отношении руководства KPO по факту хищения указанной суммы путем завышения своих расходов по добыче нефти за 2002-2007 годы.

Казахстан хочет получить долю в консорциуме, нацкомпания «КазМунайГаз» направила КРО предложение о покупке 10-процентной доли.

Международный консорциум КРО, в котором BG Group принадлежат 32,5%, Eni — 32,5%, Chevron — 20%, НК «ЛУКОЙЛ» — 15%, осуществляет разработку Карачаганака согласно подписанному в 1997 году и рассчитанному на 40 лет СРП. Карачаганакское месторождение — одно из крупнейших в мире, запасы нефти составляют 1,2 млрд тонн, газа — 1,35 трлн кубометров.

— Одним из резонансных заявлений руководства Налогового комитета в этом году были сомнения в отношении законности заключения ряда СРП, после чего ваше ведомство направило некие рекомендации в министерство нефти и газа. В чем суть этих рекомендаций?

— В первую очередь, мы поставили вопрос о том, что мы должны посмотреть СРП через призму законодательства как действовавшего на момент их заключения, так и действующего сейчас. В соответствии с действующим Налоговым кодексом, налоговая стабильность распространяется только на те контракты, которые заключены в форме соглашения о разделе продукции (СРП), это первое условие. Второе, не менее важное условие — на момент подписания этих контрактов должна была быть проведена налоговая экспертиза. Мы выявили ряд контрактов, по которым отсутствует налоговая экспертиза, соответственно, эти контракты не подлежат стабилизированию. Из общего количества действующих СРП есть порядка пяти, по которым мы не смогли найти в архивах министерства финансов подтверждающих документов о проведении налоговой экспертизы. Мы направили соответствующие уведомления этим компаниям и направили соответствующее письмо в министерство нефти и газа о том, что необходимо перевести эти контракты в соответствие с текущим налоговым законодательством Республики Казахстан. Назвать компании я сейчас не могу, поскольку мы им только выставили уведомления. Но если по истечении 30 дней с момента получения эти компании не ответят на наши уведомления, то будет считаться, что уведомление Налогового комитета не исполнено, то есть компания признала свою неправоту и ей будет выставлено уже уведомление о доначислении налогов, речь будет идти о миллиардах тенге.

В целом же, существует несколько законных способов разрешения данной коллизии: либо компании показывают, что налоговая экспертиза была проведена, то есть предоставляют соответствующие документы, либо переходят на текущий режим налогообложения и выплачивают все налоги в соответствии с ним. Третий вариант — ратификация СРП в парламенте с соответствующим раскрытием всех деталей контрактов. Конечно, правительство Казахстана рассчитывает решить этот вопрос с недропользователями в ходе переговорного процесса, но никто не отменял и законодательной возможности для разрыва контрактов в случае, если стороны не придут к консенсусу. Но расторжение контракта является одним из последних этапов принятия решения, так сказать крайней мерой.

— В октябре этого года Вы заявляли о том, что у Налогового комитета есть претензии к Karachaganak Petroleum Operating по результатам проверки за 2005-2008 годы, кроме того, к концу текущего года должна быть завершена проверка по 2009 году. Каковы суммы предполагаемых штрафов или доначислений?

— Как я уже говорил, мы направили запрос итальянским коллегам. Пока не получим от них ответ, мы не можем закрыть акт налоговой проверки, соответственно, сумму претензий я сейчас назвать не могу.

Что касается самой проверки, то она практически завершена, мы ждем два последних штриха — это сейчас национальная компания «КазМунайГаз» проверяет их (консорциум KPO — «ИФ-К») по вопросу возмещения затрат. Как только «КазМунайГаз» нам подтвердит или опровергнет сумму для возмещения затрат и плюс получим ответ от итальянских коллег, мы будем готовы закрывать акт налоговой проверки. Я думаю, в январе следующего года мы это сделаем.

— Весной этого года Налоговый комитет начал проверку ГМК «Казахалтын». Когда завершится данная проверка и каковы ее результаты?

— Проверка пока продолжается. Нами сейчас отправлен запрос в Россию по подтверждению отгрузки товаров, также проводятся внутренние встречные проверки по поставщикам. Идет комплексная проверка за последние 5 лет, проверяется все — начиная от уплаты налогов и заканчивая командировочными затратами. Я думаю, что в январе 2011 года мы уже закроем и эту проверку.

— Какие задачи Налоговый комитет ставит перед собой на следующий год?

— Первое, что мы хотим сделать в этом году — у нас есть конкретное предложение, с которым мы планируем выйти в правительство. Суть его в том, что предприятия, рынки, торговые дома, магазины, где реализуется подакцизная продукция (табак, сигареты, бензин и другое) должны иметь кассовые аппараты, которые будут передавать нам данные о реализации того или иного товара посредством GPRS-связи. Мы не говорим, что каждая транзакция будет нам отправляться через SMS, будет оправляться отчет за какой-то определенный период времени. Это позволит налоговым органам оперативно фиксировать информацию о произведенных денежных расчетах и пресекать корректировку показаний фискальной памяти. Если нас поддержат, то мы готовы эту систему со второй половины следующего года запустить, технические вопросы уже отработаны.

Конечно, к огромным магазинам, которые показывают маленькие обороты, после внедрения данного новшества у налоговиков вопросы будут. Но к тем, кто исправно выбивает чеки, наладил связь, обороты товаров прослеживаются — к ним вопросов вообще не будет. Данная система уже действует во многих странах, в том числе в Белоруссии, в Молдавии, в Армении. Если мы говорим об «электронном правительстве», то теперь нужно говорить уже и об «электронной коммерции».

Еще одно направление нашей работы в следующем году — это сокращение отчетности. Мы у себя уже проработали все вопросы и в следующем году выйдем с предложением сократить налоговую отчетность для индивидуальных предпринимателей и тех, кто работает по патенту. Наше предложение — сдавать отчетность они будут один раз в год, при этом сама форма отчетности будет сокращена до двух страниц. Сейчас индивидуальные предприниматели сдают отчетность четыре раза в год.

Еще одна большая задача, которую мы начинаем реализовывать в следующем году — это введение всеобщего декларирования доходов. Здесь нам предстоит большой объем работы. Так в следующем году, если все будет хорошо, мы ратифицируем соглашение с Всемирным банком, пойдет финансирование данной программы. У нас начнется широкомасштабная работа по подготовке наших внутренних систем, модернизация внутри системы налоговой службы в части структуры, администрирования, кадрового состава. И уже где-то в 2012 году мы будем готовы запустить пилот по всеобщему декларированию.

Вот некоторые из задач, которые нам предстоит решить в следующем году наряду с самой главной — обеспечить государственный бюджет необходимыми доходами, в соответствии с планом, который нам доведут. И в этой части могу с уверенностью сказать, что 100%-ное выполнение плана по налоговым поступлениям мы в следующем году обеспечим.

— Планируется ли внесение изменений в налоговое законодательство в 2011 году?

— Кардинальных изменений пока не планируется, в основном будут вноситься поправки уточняющего характера. Единственными существенными изменениями можно назвать, как я уже отмечал выше, внедрение GPRS-связи с кассовыми аппаратами и сокращение налоговой отчетности для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, мы планируем внести в парламент законопроект, касающийся регулирования процесса производства и реализации алкогольной продукции. В настоящее время документ проходит процедуру согласования в государственных органах.

Здесь три главных направления. Первое — это введение института специализированных магазинов для реализации алкоголя. То есть мы уже ограничили реализацию алкогольной продукции по времени, когда нельзя продавать алкоголь лицам, не достигшим определенного возраста, плюс отдельные виды алкоголя нельзя продавать по истечении определенного времени суток. Сейчас мы хотим ограничить реализацию алкоголя в пространстве. То есть либо для продажи алкоголя должны быть созданы специальные отделы в крупных магазинах, либо мелкие магазины, если им не позволяет площадь, должны полностью специализироваться под продажу алкоголя. Грубо говоря, алкоголь не должен продаваться где попало, это должен быть или отдельный отсек, где будет вестись отдельный учет реализации товара или специализированный магазин.

Второй момент — мы в этом законопроекте вводим понятие лицензионного сбора. Грубо говоря, это 10 тенге на литр производимой продукции, в зависимости от мощности предприятия, так называемый «входной билет», который будет приобретаться заводом ежегодно. Что это даст? Выплачивая этот лицензионный сбор в начале года, завод будет подтверждать, что он в этом году намерен производить столько-то продукции и работать «вбелую». Это нормальная практика.

Вдобавок ко всему, мы вводим систему сквозного декларирования — теперь декларирование будет производиться по отпуску и приему алкогольной продукции по всем звеньям цепочки, начиная от завода и заканчивая магазином.

Могу вам сказать, что это будет одним из самых обсуждаемых законопроектов в следующем году. Курьез ситуации состоит в том, что объем налоговых поступлений от этой отрасли составляет не более 10 млрд тенге, не очень большая сумма в масштабе бюджета, но возни вокруг этого законопроекта, наверное, будет много, так как это связано со спиртом, с производством алкоголя. Но, тем не менее, мы хотим навести порядок в этой отрасли.

— Планируется ли предоставление налоговых преференций по отдельным секторам экономики или предприятиям в ближайшее время. Недавно вице-премьер Ербол Орынбаев сообщал, что до конца года правительство примет постановление о снижении ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений. Когда будет подписано данное постановление и на какие предприятия будет распространяться его действие?

— На сегодняшний день постановление правительства вышло по твердым полезным ископаемым. От компаний поступило 12 заявок, сейчас мы их анализируем. Действительно, есть месторождения, где запасов очень мало, чтобы их добывать дальше, нужны большие капиталовложения. При этом надо учитывать, что на этих месторождениях работают люди, для примера, на одном предприятии работает 1200 человек, за счет этого предприятия живет практически целый поселок. Если мы сейчас предприятие закроем — закроется весь поселок. Все эти факторы, конечно же, будут учтены, и, я думаю, в ближайшее время мы по всем этим заявкам дадим определенное заключение. Не могу сказать, что по всем компаниям решение будет положительное, но в целом работа в этом направлении ведется.

В части льгот по НДПИ для нефтяных компаний, проект постановления правительства, насколько я знаю, Минфин уже завизировал, сейчас оно находится на рассмотрении в правительстве. Принципы здесь будут применяться те же — обеспечить минимальную рентабельность предприятию с целью сохранения рабочих мест для людей. Но каких-то заоблачных прибылей никто не получит.

— Спасибо за интервью!

 

По сообщению сайта Zakon.kz