Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Социолог: Осуждение межнациональных конфликтов ограничивается кухней

Дата: 06 января 2011 в 12:50

Репрезентативные социологические опросы, проведенные в 2005, 2007 и 2009 годах в Бурятии, показали быструю изменчивость общественного мнения в вопросах межнациональных отношений, его податливость различным факторам. Так, в 2007 году на фоне кадровой перестройки в высшем эшелоне власти республики почти в два раза выросла доля людей, давших отрицательную оценку межнациональным отношениям в Бурятии, заявила в интервью газете «Информ-Полис» социолог Цыцык Будаева.

Это было обусловлено многими причинами, в том числе боязнью элиты утратить свои должности и полномочия. К 2009 году «температура» межнациональных отношений вернулась к состоянию 2005 года, то есть к состоянию устойчивости.

При этом большинство опрошенных межнациональные отношения других регионов оценивают хуже, чем в Бурятии. «Это не случайно, так как во многих регионах нашей страны межнациональные отношения относятся к числу проблемных, вызывающих взаимные обиды, хранящих в исторической памяти болезненные воспоминания. Яркий тому пример — недавние события на Манежной площади в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону», — отметила социолог.

«Думаю, что каждый здравомыслящий человек, конечно же, осуждает межнациональные столкновения. Но чтобы общественное мнение жителей республики имело определенную силу, нужна организованность, — считает она. — По данным опроса, проведенного в 2009 году, в Бурятии не развита гражданская инициатива, среди народа больше разобщенности, чем согласия. Поэтому осуждение межнациональных столкновений в основном ограничивается кухонным уровнем».

«Что касается властных структур, то, чтобы упредить подобные явления в Бурятии, они обязаны реагировать на эти события. Прежде всего, они могут принять какие-то меморандумы или иные документы, организовать общественные слушания, лучше отслеживать причины агрессии в молодежной среде, активизировать работу, направленную на сохранение и развитие межнациональной и межрелигиозной толерантности народов Бурятии, и т.д. Но к числу архиважных мер предупреждения относится решение вопроса о занятости молодежи, — отметила Будаева. — Не секрет, что экономические неурядицы служат поводом для поиска образа врага».

«Развал СССР и процессы, связанные с переходом от одного типа государственного устройства к другому, привели к потере идентичности и самоназвания «советский народ». В этих условиях индивид начал искать точку опоры, и ей оказалась национальная принадлежность, то есть люди пытались обрести себя в контексте этнической идентичности. Эта закономерность носила массовый характер в первые годы новой России и в наши дни не утратила свою значимость. У русских общегражданская идентификация «россияне» развита сильнее, чем у бурят, — говорит исследователь. — Анализ идентификации бурят с монгольскими народами и русских со славянскими народами показал, что примерно четверть опрошенных бурят часто испытывает чувство общности с монгольскими народами и примерно столько же никогда не идентифицирует себя с ними. Причем позитивная самоидентификация более распространена среди респондентов старше шестидесяти лет, а отрицательная — среди молодежи до тридцати лет. 41% русских респондентов часто испытывают чувство общности со славянскими народами и 24% — с людьми европейской культуры».

На вопрос «Если ваш сын женится или дочь выйдет замуж за представителя другой национальности, как вы к этому отнесетесь» приблизительно 50% респондентов сказали, что отнесутся к этому положительно, против создания смешанных семей высказался примерно каждый десятый опрошенный житель Бурятии. По данному вопросу большую лояльность проявили женщины (50%), нежели мужчины (40%), сельские жители (58%) по сравнению с горожанами (28%), русские (48%) по сравнению с представителями других национальностей (40%), пенсионеры (53%) и работающие люди (44%) по сравнению с учащимися (39%) и т.д.

«В России вряд ли будет принята дискредитировавшая себя концепция унификации, то есть концепция «плавильного котла». Поэтому вряд ли бурят ожидает полное «растворение», — говорит социолог. — По крайней мере, в обозримом будущем. Большую роль в судьбе бурят должна играть их внутренняя энергия, уровень консолидации, то есть уровень осознания самим народом, особенно элитой, значимости истории своего народа, духовного потенциала и роли достижений своих предков в поступательном развитии общества. Далее судьба бурят во многом будет зависеть от способа и гибкости их вхождения в глобализацию, в процессе которого они либо полностью утратят свою национальную специфику или же сохранят ее в качестве компонента общества. Здесь нужна продуманная политика интеграции бурят с мировым сообществом».

По сообщению сайта REGNUM