Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Украинцы и поныне используют в Рождественскую ночь языческие обряды

Дата: 06 января 2011 в 15:20

p style=text-align: justify;Правда, многие обряды успели измениться до неузнаваемости, потерять свой первоначальный смысл и, по сути, извратиться./p Сноп вместо елки p style=text-align: justify;В старину наши предки готовились к Рождеству начиная с лета. В первый день жатвы хозяин приносил с поля первый срезанный сноп жита (ржи) или пшеницы, любовно украшенный васильками и полевыми цветами. Его называли Дидух, Пан-Дид, Рай-Дидух или Коляда. Древние славяне верили, что в еще теплых от летнего солнца колосьях, связанных тугим снопом, затаились добрые духи земли и урожая, а рядом с ними собрались в один магический пучок души умерших предков, которые призваны охранять урожай от всяческих невзгод. Именно поэтому одно из названий магического снопа — Рай (место, где живут потусторонние души)./pp style=text-align: justify;Дидух не обмолачивали, а со всяческим уважением заворачивали в рушник и отправляли храниться в амбар. Вспоминали об этом языческом предмете аккурат накануне православного Рождества. Дидуха хозяин заносил с поклонением в хату перед восходом первой звезды в Святвечер, перед тем, как вся семья собиралась за праздничным столом. Сноп устанавливали на самом почетном месте в доме — под иконами в Красном углу, его украшали калиной, сухим бессмертником, подчас — конфетами и игрушками, перед Дидухом ставили новую глиняную миску с первой ложкой кутьи, чашку с медом и кныш — специальный хлебец с запеченной внутри частичкой из теста — laquo;душой мертвыхraquo;. Надо ли говорить, что Дидух долгое время заменял украинцам традиционную нынче новогоднюю елку! В некоторых селах традиция сохранять и приносить в дом первый обжинковый сноп сохранилась и поныне./pp style=text-align: justify;br / ИЗ ИСТОРИИbr / Празднование Рождества Христова было узаконено в 431 году на Эфейском соборе. По юлианскому календарю 7 января его поныне отмечают в Украине, России, Грузии и Сербии. Вплоть до начала ХХ века в сельских регионах современной Украины Рождественские праздники отмечались красиво, долго и с размахом: с 6 до 14 января по новому стилю (до старого Нового года, Щедрого вечера) запрещено было работать, хозяйки убирали с глаз долой метлы и веники. Отдавалась дань празднику, люди каждодневно посещали церковные службы, ходили в гости, одаривали нищих и бедных./p Отдать все долги! p style=text-align: justify;За две недели — со Спиридонова дня (25 декабря по новому стилю) — у предков начиналась активная и ответственная подготовка к рождественским торжествам. Убиралось и чистилось все вокруг. Хозяйки вовсю шили и вышивали рушники на окна и на иконы в богородичных — бело-голубых — цветах./pp style=text-align: justify;Во дворе и в доме наводили порядок, белили стены, в хлеву скотине ставили новые ясли, в сарае чинили и приводили в порядок весь инвентарь. Хозяин проверял: все ли на месте. И если обнаруживал, что какой-то молоток или коса залежались у соседа, старался немедленно вернуть инструмент. Под Рождество все — начиная от инвентаря или одолженных кому-то денег и заканчивая потерявшимся щенком — должно быть возвращено домой, считали наши предки. Только с учетом этих неизменных требований языческих традиций можно было, по их мнению, сохранить удачу на хороший новый урожай да богатый приплод скотины./pp style=text-align: justify;Традиция трансформировалась и жива до сих пор: мы стараемся отдать все долги, выполнить данные ранее обещания и заполучить все, что было роздано взаймы обязательно под Новый год — чтобы весь год не иметь долгов и невыполненных обязательств./pp style=text-align: justify;ЭТО ИНТЕРЕСНОbr / Праславянское слово laquo;колядаraquo; — пожалуй, одно из самых многозначных и объемных. Так могут называться: Солнце, ритуальный рождественский хлеб, сноп Дидух, а также рождественские песни, группы молодых людей, их исполняющие, сам праздник Рождества./plaquo;Живой огоньraquo;p style=text-align: justify;А вот благополучие в семейной и общественной жизни сулило соблюдение других древних обычаев, пришедших еще с тех времен, когда огонь был для человека священной ценностью. В течение 12 дней накануне Сочельника хозяева во время растопки печи откладывали по одному лучшему полену. /pp style=text-align: justify;Затем в самый Сочельник, проснувшись затемно и умывшись дорассветной водой, хозяйка, облаченная во все новотканое, начинала ритуал: разжигала огонь, уложив эти поленья крестообразно. Разжигать следовало, добывая огонь — laquo;живую ватруraquo; — древним способом: натирая одну лучинку о другую. Это была дань Богу Солнца, подарившему некогда человеку огонь. На огне, добытом таким трудом, и готовились 12 ритуальных блюд, которые затем выставлялись на стол в Святвечер. Спички в этом ритуале в отдельных деревнях вошли в обиход лишь в начале ХХ века. Число 12 тоже появилось неспроста — это не только дань памяти 12 Христовым апостолам, но и символ 12 месяцев года, который как раз завершал свой цикл в момент зимнего солнцестояния, когда и праздновалось Рождество./pp style=text-align: justify; — Поныне, готовясь к торжеству, сельские жительницы — наши соотечественницы — спешат накануне навести в жилище порядок, избавиться от грязной и старой одежды, выбросить ветхие шторы, наполнить буфет новой посудой (в древности считалось обязательным вкушать блюда в Святвечер только из новых глиняных мисок, обязательно глубоких — чтобы не расплескать удачу) — рассказывает киевский этнограф Мирослава Данькевич. — Праздничный стол посыпают сухим ароматным сеном — в память о яслях, куда Богородица уложила новорожденного Спасителя. Затем по углам стола хозяйка выкладывает зубочки чеснока (чтоб к пище не приближались злые духи) и лишь потом накрывает белоснежную скатерть. В центре стола на рушники кладется круглый хлеб или калач (его до сих пор во многих местах называют по-древнеславянски Колядой), куда ставится свеча. Рядом — соль, кутья и узвар. Свеча зажигается во время трапезы и не гаснет всю Рождественскую ночь. Чем тише и ласковее ее огонь, тем счастливее будет жизнь в этом доме, поныне уверены многие почитатели традиций./p Вечер laquo;неземныхraquo; встреч p style=text-align: justify;Праславянский культ поту-стороннего мира во всем много-образии отобразился в христианских рождественских ритуалах и жив до сих пор, убеждены исследователи. На Святвечере главными гостями считались добрые духи урожая, семейного лада и здоровья, а также все умершие предки — известные и забытые. Они обязательно приходили на ужин. Для них специально готовилась посуда — открытая большая тарелка, куда хозяйка вы-кладывала по ложке всех празд-ничных блюд и кутью. Тарелка выставлялась на подоконник либо оставлялась на столе./pp style=text-align: justify;Чтобы не огорчить и не разгневать дорогих гостей-невидимок, а также не накликать в дом нечистую силу, которая в Сочельник ходит под окнами и все слышит, нужно было вести себя чинно и торжественно. Дети не должны были слишком шалить, взрослые — скандалить./pp style=text-align: justify;До сих пор в украинской глубинке жива традиция: перед тем как сесть за праздничный стол, покормить приготовленными яствами (задобрить) скотину, чтобы она laquo;не пожаловалась Богуraquo; на невнимательность хозяев./pp style=text-align: justify; — Подсознательное или осознанное отношение к животным как к посланцам неведомого потустороннего мира сохранилось у нашего народа еще с тех времен, когда одним из основных занятий была охота, — поясняет М. Данькевич.br / Особый мостик laquo;с того светаraquo; — колядки. Нынешние мальчишки, рассказывающие на пороге чужой квартиры наспех выученные строчки, вряд ли догадываются, что они на самом деле играют мистическую роль laquo;гонцовraquo;, перешедших реку (водораздел между двумя мирами) и оповещающих землян о великом чуде./pp style=text-align: justify;Именно так относились к колядникам и ряженым наши предки. Горе было тому дому, который в праздник их так и не дождался. Авторитет колядников был безукоризненным, их обязательно впускали в дом и пытались одарить: детишек — сладостями, взрослых мужчин — рюмкой спиртного. Давать деньги (а колядникам — просить их) долгое время было не принято. — Считалось постыдным в процессе колядования что-то выпрашивать, — говорит М. Данькевич. — Сам ритуал исполнения рождественских песен — это почти божественное таинство, которое нельзя осквернять. Хотелось бы, чтобы современные родители объясняли это детворе, отправляющейся на колядование как на охоту.br /br / КСТАТИbr / В Сочельник колядовать нельзя. Этот ритуал начинается 7 января, в день Рождества./pp style=text-align: justify;nbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты