Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Научный переворот

Дата: 07 января 2011 в 12:50

Алла Иванилова
По Восточному календарю 2011 год будет успешным в научной и технической областях. Если звезды не врут, а карта ляжет, как задумано, Казахстан ждет научная революция

Законопроект «О науке», одобренный в двух чтениях в мажилисе, перекочевал в сенат. Его появления ждали давно. Ныне действующий закон был принят еще в 2001 году и морально устарел. В 2005 году в мажилис были внесены поправки в Закон «О науке», которые не привнесли ничего нового и вскоре были отозваны Кабмином.
Через три года правительство представило новые поправки, но они также не содержали ничего революционного, и вскоре законопроект постигла участь предшественника — он был отозван. В марте прошлого года правительство внесло новый законопроект «О науке», который заинтересовал депутатов.
На этой неделе документ, призванный совершить научную революцию, был презентован сенаторам. Министр образования и науки Бакытжан Жумагулов рассказал о главных новшествах документа. Так, законопроектом повышается не только статус науки, но и изменяется модель управления и финансирования. «Теперь ученый — это главная фигура, которая участвует в принятии решений по всей вертикали, и хорошо, что она законодательно отделена от административной вертикали», — констатировал глава ведомства.
Если раньше наука финансировалась по остаточному принципу, то теперь предлагаются три формы: базовое, грантовое и программно-целевое финансирование.
Все процедуры, связанные с организацией конкурсов на проведение научных исследований, выводятся из сферы государственных закупок. При этом предусматривается развитие государственно-частного партнерства в области научной деятельности.
При разработке нового проекта был учтен зарубежный опыт. Приняты во внимание американская модель, предложенная в 1945 году советником президента США Ванневаром Бушем, и модели ряда других стран. Их суть заключается в том, что бизнес финансирует научно-исследовательские работы, а государство взамен предоставляет льготы и преференции.
Казахстан намерен стимулировать научные институты на различного рода исследования. Им, как и вузам, разрешается создавать инновационные предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении изысканий. Кроме того, вводится такое новое понятие, как исследовательские университеты. В развитых странах именно они являются поставщиками высококвалифицированной научной элиты.
От общего числа вузов такие университеты составляют всего лишь 5 процентов. В последние годы они создаются в России и Китае. «Пора и Казахстану становиться на этот путь. Создать 2-3 таких университета, которые, кроме мощного развития исследования, смогут реально решить проблему старения научных кадров», — считает министр образования и науки.
Теперь труд каждого ученого будет оцениваться по заслугам. В законопроекте закреплены нормы, направленные на поднятие престижа и привлекательности научной деятельности путем повышения заработной платы через предоставление ученым возможности получения дополнительного заработка платы в рамках грантового и программно-целевого финансирования.
Ученые степени предлагается присваивать только тем, кто их действительно заслужил. «Это смешно, когда постовые милиционеры у нас имеют ученую степень кандидата наук. Поэтому настал период, когда мы должны задуматься, чтобы мне не было стыдно с трибуны сказать: «Я доктор наук», — отметил глава образовательного ведомства.
Другой вопрос — готовы ли наши ученые к таким переменам? Некоторые ученые склонны считать, что университеты пока не готовы выпускать докторов PhD. Из 166 докторов философии, которые «выпустились» в предыдущие два года в двух престижных вузах страны, Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева и Казахском национальном университете имени аль-Фараби, квалификация трети не соответствует элементарным требованиям.
Министр, выступая в сенате, обратил внимание и на качество подготовки студентов.
«В данное время в стране 140 университетов. По моему мнению, в Казахстане должно быть всего где-то 50 университетов и около 30 институтов. Остальные должны быть академиями. И общее количество не должно превышать ста», — сказал Бакытжан Жумагулов. Университеты, не вошедшие в число 50-ти, по словам главы ведомства, министерство закрывать  не планирует. «Некоторые университеты и институты сейчас исследуют наши требования и уже сами идут к тому, чтобы закрыться. Это было бы даже лучше. Это было бы более полезным для наших детей, для нашего будущего», — считает Жумагулов. Также он отметил, что «закрытие университета — это не самоцель». «Те университеты, которые не умеют работать, должны закрываться. А те, которые работают, должны работать. Мне, как руководителю, нельзя смотреть, что это государственный университет или частный. Если не будет частных университетов, государственные университеты не будут развиваться», — заявил министр.
Двухэтапную Государственную программу развития образования РК на 2011-2020 годы президент Нурсултан Назарбаев утвердил своим указом 7 декабря 2010 года. Указ введен в действие 1 января. Первый этап госпрограммы — 2011-2015 годы, второй — 2016-2020 годы. Общий объем финансирования первого этапа превышает Т461 млрд. Согласно программе, будет разработана и введена новая дифференцированная система оплаты труда с учетом специфики педагогической деятельности; планируется интеграция программ школьного и вузовского образования, а также высшего образования, науки и производства.

Астана

По сообщению сайта Новое поколение