Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Небо» провалилось…

Дата: 10 января 2011 в 20:20

В последние дни 2010 года алматинский Русский театр драмы им. Лермонтова пригласил зрителей на премьеру. Давали Островского в постановке Владимира ЗАХАРОВА. Это был тот редкий для Лермонтовки случай, когда даже завзятые театралы уходили со спектакля, не дождавшись занавеса. Так сказать, голосовали ногами…

Эта постановка должна была стать гвоздем сезона — все-таки самая классическая классика (совсем недавно мы аплодировали «Вишневому саду» в прочтении художественного руководителя театра Рубена АНДРИАСЯНА). Для постановки Островского приглашен бывший алматинец, а ныне московский режиссер Владимир Захаров. Московский гость уверял, что Лермонтовский театр для него знаковый и обещался поставить пьесу так, чтобы все сидящие в зале ахнули. Режиссер даже изменил название пьесы Островского. Вместо «Горячего сердца» на афише появилось «Небо валится». Соответственно, были смещены акценты — лирическая, трепетная линия оказалась приглушенной, внимание зрителей было перенесено на тему людей, имущих власть, и благодаря ей погрязших в пороках. В результате получилось длинно, незатейливо и порой просто скучно. Правда, публику несколько развеселил проплывающий через зрительный зал макет лодки без дна, в которой развлекался пьяный олигарх губернского разлива, но, пожалуй, это был единственный запоминающийся момент спектакля. Но только для того, чтобы зацепить зрителя такого рода «фишкой», необязательно было приглашать специалиста из Москвы.
Кстати, совсем недавно «Вишневый сад» Чехова на этой же сцене вызывал массу споров. Говорили: «Да, очень по-чеховски, но ничего нового, все уже виденное-ставленное». Но, как оказалось в очередной раз, все познается в сравнении. «Вишневый сад» Андриасяна — чистый, точный, с верной интонацией — как романс, спетый безыскусно, сердцем. Все герои, увиденные на сцене, смешны и нелепы, всех хочется научить жизни. Но они согреты, защищены любовью автора и режиссера. В «Горячем сердце» тоже нет ни одного «доделанного» человека, но очень трудно избавиться от ощущения, что режиссер их не просто не любит, а, по сути, не понимает. Отсюда — ходульность, плоскость созданных образов, когда кажется, что сами актеры еще не выяснили отношения со своими персонажами.

У Андриасяна трудно было выделить удачные актерские работы — настолько органичный ансамбль они составляли. У Захарова, наоборот, каждый тянул одеяло на себя. «Соло» БАЛАЕВА, УФИМЦЕВА, ЗУБОВА было замечательным, а постановка в целом рассыпалась, как неправильно сложенный пазл. Хорош Андрей КОЧИНОВ, хороша Настя ТЕМКИНА (а где она плоха?). Но в итоге режиссерский замысел не раскрыт, а зритель так и не получает ответа на вопрос: почему валится небо?
А декорации — архаичные, словно к дежурной инсценировке детской новогодней сказки! А странные костюмы! А длинные, невразумительные монологи!
Кто-то скажет: мол, зачем копаться в мелочах? Нашлись деньги на приглашение, появился новый спектакль — и ладно! Но возникает вопрос: стоит ли приглашать заезжих знаменитостей только для того, чтобы вывалить «небо» на головы зрителей? Может, стоит поискать пророков в своем отечестве? В русском ТЮЗе Алматы невозможно попасть на спектакли актера и режиссера Димы СКИРТЫ, там же ставит тонкие, незаурядные вещи Володя КРЫЛОВ. А еще — безбашенный «Артишок» с Галиной ПЬЯНОВОЙ делает порой невероятные вещи.
Да и в той же Лермонтовке, как мы не раз убеждались, есть кому приятно удивить театралов. Тем более что московская прописка режиссера вовсе не гарантирует его успех у взыскательной алматинской публики.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

По сообщению сайта Общественно-политическая газета "Время"