Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Дегенеративное искусство» достали из-под земли // В Берлине раскопаны скульптуры с нацистской выставки

Дата: 11 января 2011 в 09:12

В берлинском Новом музее, специализирующемся на показе древнеегипетских древностей и останков некоторых других ушедших тысячелетия назад культур, открыта выставка самого что ни на есть модернистского искусства — «Берлинский скульптурный фонд. «Дегенеративное искусство» в разбомбленном мусоре». В таком контексте 11 ни в чем не повинных скульптур, созданных между Первой и Второй мировыми войнами, рассказывают не столько о себе самих, сколько об истории совсем не древней, но, как хочется надеяться, столь же безвозвратно исчезнувшей цивилизации. Эти скульптуры в буквальном смысле были вытащены из мусора — их обнаружили в 2010 году археологи при раскопках на месте будущего строительства очередной станции берлинского метро. Копали внимательно, но не особо страстно: на обозначенном месте покоились останки одного из сотен разбомбленных союзниками домов. К тому же будущая станция должна была располагаться на Кенигштрассе, прямо напротив мэрии германской столицы — это, казалось, служило залогом того, что эту «золотую» землю уже не раз перерывали. Восемь из обнаруженных скульптур были быстро идентифицированы — прежде всего бронзовая «Танцовщица» работы Мардж Молл (1884-1977), «Беременная женщина», терракотовый бюст Эми Редер (1890-1971), портрет актрисы Анни Мевес, выполненный Эдвином Шарффом (1887-1955) в 1923 году; «Голова», фрагмент скульптуры, созданной в 1925 году Отто Фрейндлихом, родившимся в 1878-м и погибшим в Майданеке в 1943-м. Остальные ждут своего часа. Однако очевидно, что все они принадлежат к тому модернистскому направлению, которое должно было войти в историю по названию программно-обвинительной передвижной выставки 1937 года — «Дегенеративное искусство». Она прокатилась по 12 самым крупным городам Третьего рейха и собрала около 3 млн посетителей. Некоторые из найденных работ экспонировались среди 650 произведений той выставки. Как они попали в дом на Кенигштрассе, остается загадкой. Работы с выставки «Дегенеративное искусство», которые не были проданы и не попали в личные коллекции боссов Национал-социалистической партии, хранились в депозитарии министерства пропаганды на Моренштрассе. Но это почти в километре от места сенсационной находки. В доме же на Кенигштрассе располагались десятки сдаваемых в аренду бюро. Исследователи считают важной зацепкой, что одно из этих бюро занимал Эрнст Овердик, чье имя значится в списках иерусалимского Музея холокоста как одного из тех, кто спасал евреев при гитлеровском режиме. Спасал ли он еще и гонимое искусство, неизвестно. Как не ясна и будущая судьба этих странных археологических находок: в Новом музее они будут выставлены до особого распоряжения. То есть до тех пор, пока не будут найдены имена владельцев и их наследников.

По сообщению сайта Коммерсантъ