Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Студенческие треволнения

Дата: 11 января 2011 в 13:40

Наталия Цой
Известно, что, презентуя законопроект «О науке» в сенате парламента республики, министр образования и науки Бахытжан Жумагулов предложил сократить в Казахстане количество действующих университетов разной формы собственности в два раза

По мнению главы ведомства, в республике из 140 высших учебных заведений должны действовать около 50 университетов и 30 институтов. «Остальные вузы должны быть академиями, их общее количество не должно превышать 100 единиц», — считает он.
Бахытжан Жумагулов пояснил, что в соответствии с принятой в 2010 году Госпрограммой развития образования на 2011 — 2020 годы в системе вузов вводится градация: исследовательские национальные университеты, национальные университеты, исследовательские университеты, институты и академии. Он также отметил, что учебные заведения, которые не войдут в число 50 университетов, министерство закрывать не планирует, добавив, что «закрытие университета — это не самоцель».
Двухэтапная Государственная программа развития образования Казахстана на 2011 — 2020 годы была утверждена президентом Казахстана 7 декабря 2010 года. С 1 января 2011 года указ введен в действие.
Первый этап Госпрограммы рассчитан на 2011 — 2015 годы, второй — на 2016 — 2020 годы. Общий объем финансирования первого этапа составит более 461 миллиарда тенге (3,1 миллиарда долларов).
Программа предусматривает разработку и введение новой дифференцированной системы оплаты труда с учетом специфики педагогической деятельности. В планах — объединить программы школьного и вузовского образования, а также высшего образования, науки и производства.
Инициатива похвальная, что и говорить. Неоправданно большое количество вузов, не всегда обладающих необходимой базой, уже дает свои результаты. Сегодня профнепригодные вузовские выпускники не могут найти себе работу по специальности, так как знания, полученные в университете, не соответствуют современным требованиям.
Правда, сокращение количества высших учебных заведений может привести к решению еще одной задачи. Расширится штат преподавателей в действующих вузах, что позволит им соответствовать стандартным международным нормам — три преподавателя на одного студента. Такой шаг действительно может способствовать тому, что качество высшего образования в Казахстане достигнет того уровня, когда наши вновь испеченные специалисты будут востребованы во всем мире.
Впрочем, подобное решение — все равно «палка о двух концах». Ведь вместе с вузами сократится и количество учебных мест. То есть не каждый желающий сможет получить высшее образование.
С другой стороны, давайте вспомним те времена, когда при поступлении в институт конкурс на одно место мог быть до 50 человек. И тогда счастливчики, ставшие студентами, не просто отсиживали положенные пары, а потом за энную сумму разводили сессии. Они старались получить максимум знаний, ведь диплом, тем более красный, открывал перед выпускником массу возможностей. Сразу оговорюсь, что тут речь не идет о «блатных», которых хватало всегда.
Хотя в нашем случае это тоже может стать стимулом для школьников, надеявшихся на то, что университетов много, куда-нибудь да поступишь. Особенно это касается жителей сельских регионов нашей страны. Ведь порой для них поступление в институт — это единственный шанс стать городским, выбиться в люди. Или, как минимум, осесть в мегаполисе, где возможность заработать на жизнь в разы больше, чем на родине.
Вместе с тем дефицит мест может стать отличной почвой для коррупции. Ведь привыкшее к свободному доступу к обучению в вузах население будет стремиться «обязательно определить» свое чадо в университет, понимая, что без диплома он просто-напросто не сможет получить престижную работу. Это, кстати, еще один момент, который должен обратить на себя внимание чиновников от Минобра.
У нас в стране полным-полно выпускников с дипломами о высшем образовании, которые, по сути, можно назвать филькиной грамотой, как правило, выкупленной за определенную мзду. И, может, такое непростое решение, как сокращение числа вузов, вернет практику, когда это самое высшее образование станет прерогативой по-настоящему достойных выпускников, которые завоевали право называться студентом университета.

По сообщению сайта Новое поколение