Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

К Бродскому не нашли подход // в Петербурге ревизуют итоги конкурса на памятник поэту

Дата: 12 января 2011 в 09:03 Категория: Новости культуры

Как стало известно «Ъ», в Петербурге по инициативе Первой территориальной генерирующей компании (ТГK-1), основного заказчика строительства памятника Иосифу Бродскому на Пироговской набережной, могут быть дезавуированы итоги международного конкурса, проведенного в 2003 году Смольным и ОАО «Альфа-банк». С подробностями — ЕЛЕНА ГЕРУСОВА. В распоряжение «Ъ» попало письмо председателя городского комитета по культуре Антона Губанкова председателю комитета по охране памятников Вере Дементьевой с предложением разместить на пересечении Среднего проспекта и набережной Макарова памятник Бродскому по проекту архитектора Вячеслава Бухаева. Ранее ТГК-1 собиралась установить памятник на Пироговской набережной и по проекту скульптора Владимира Цивина и архитектора Феликса Романовского, победивших в ходе международного конкурса 2003 года. Генеральный директор ТГK-1 Борис Вайнзихер в другом письме просит губернатора Валентину Матвиенко пересмотреть решение правительства Санкт-Петербурга об установке памятника на Пироговской набережной, поскольку проект не связан «ни с историей жизни поэта, ни с его творчеством». В своем письме ТГК-1 оговаривает, что не снимает с себя обязательств по финансированию памятника Бродскому, но предпочитает увидеть новый монумент в другом месте, а также то, что главный акционер ТГК-1, ОАО «Газпром», идею установки нового памятника поддерживает. «Насколько нам известно, во время реконструкции набережной стало понятно, что существующий вариант требует значительной актуализации»,— сказал «Ъ» господин Вайнзихер. А господин Губанков комментирует ситуацию так: «Выяснилось, что в данном месте установить памятник невозможно: после завершения реконструкции набережной он окажется в зоне скоростного движения автотранспорта — подход к монументу будет затруднен и небезопасен для пешеходов. Поскольку авторы проекта—победителя конкурса считают недопустимым существенное изменение места установки, заказчик воспользовался правом отказаться от этого варианта». Напомним, изначально, в 2003 году, памятник предлагалось установить на набережной Лейтенанта Шмидта за Горным институтом. Место на Пироговской набережной было выбрано на специальном выездном совещании, созванном по распоряжению губернатора в июле 2005 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга об установке памятника вышло в мае 2007 года, однако начало реализации проекта было синхронизировано с запланированной реконструкцией транспортного узла на правобережном съезде с Литейного моста. То, что монумент будет находиться в зоне активного транспортного движения, было заранее известно властям города, заказчику и авторам конкурсного проекта. Однако в своем комментарии «Ъ» председатель комитета по культуре не исключает, что после окончательного утверждения нового места установки памятника будет проведен новый конкурс — «в самые сжатые сроки». Одновременно комитет по культуре заявляет, что город хотел бы «синхронизировать процесс создания Музея-квартиры И. А. Бродского в доме Мурузи и установку монумента». Проект создания музея-квартиры также не реализован с 2003 года и конечно требует завершения. Зачем нужна синхронизация — вопрос. Зато в любом случае понятно, что провести в «сжатые сроки» конкурс, подобный конкурсу 2003 года, невозможно. Но зачем тянуть, если победитель, похоже, уже известен — это архитектор Бухаев, проект которого, согласно письму комитета по культуре, представляет собой венецианскую полуколонну, увенчанную бронзовым крылатым львом. Главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев счел комментарии по поводу этой ситуации преждевременными, так как в комитет по градостроительству и архитектуре никаких официальных запросов о возможной установки памятника по проекту Бухаева на Васильевском острове и отмене постановления об установке памятника Бродскому на Пироговской набережной не поступало. ВЛАДИМИР ЦИВИН по просьбе «Ъ» прокомментировал ситуацию. — Заказчик называет ваш проект не связанным ни с жизнью, ни с творчеством Бродского. — Наш проект архитектурный. Суть его заключается в том, что две большие высокие уплощенные полуколонны организовывают очень узкий спуск к воде. На двухчастной гранитной композиции стихи Бродского о Петербурге, c одной стороны — написанные до эмиграции, c другой — после. Между ними невская вода. «Водичка», как говорил Иосиф Александрович. Для нас принципиально важно было установить памятник на Неве. Это только в литературе главный — Невский проспект. Но на самом деле самая главная наша магистраль — это Нева. Именно вдоль Невы строился имперский город. И спуски к воде всегда имперские. И наша идея заключается в том, что в этом государственном пространстве вдруг возникает спуск Бродского, для одного человека, как приоритет частной жизни. Мой покойный учитель, замечательный архитектор Владимир Васильковский, построивший в Петербурге пять прекрасных мостов, увидев этот проект, сказал: «Вы придумали событие на Неве». — Пироговскую набережную ведь выбрали не сразу? — Когда нам не разрешили установку памятника на набережной Лейтенанта Шмидта, мы стали изучать набережные, не охраняемые государством. Самой замечательной оказалась Пироговская. Изумительная по красоте и величию панорама. Ровно напротив — Литейная часть, где он жил. Рядом, на правом берегу Невы, места его работы: морг, завод «Арсенал», Кресты и университет. Это как раз место биографии и географии Бродского. То, что по Пироговской набережной пройдет скоростная трасса,— это не новая для нас проблема, не сюрприз. Поэтому мы выдвигаем трапециевидную площадку с памятником на пять метров в Неву и огораживаем ее деревьями, чтобы отделиться от трассы. В одну сторону идет поток машин, в другую — течение Невы. И мне нравится, что попасть сюда не так уж просто: любое место паломничества должно быть труднодостижимым. Наш памятник находится в одном из самых широких мест Невы, между двумя мостами, Троицким и Литейным, и виден будет с двух набережных. Так что это замечательное, царское место и очень удачная градостроительная точка. Из возможных — лучшая. Я считаю названную причину отказа от нашего памятника надуманной или непродуманной, и что самое поразительное, так и не обсужденной с авторами проекта. И губернатор Санкт-Петербурга, и гендиректор ТГК-1, и председатель комитета по культуре, несмотря на наши многочисленные письма, не сочли нужным встретиться с нами, выслушать наши доводы и обсудить возникшие, на их взгляд, проблемы. Они решили все сами.

По сообщению сайта Коммерсантъ