Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Пузырь в жанре комикса // «Веселые картинки» в Третьяковской галерее

Дата: 12 января 2011 в 09:03 Категория: Новости культуры

Экспозиция «»Веселые картинки» — первый русский комикс» посвящена 55-летию одного из самых популярных детских журналов в СССР, открыта в Третьяковской галерее на Крымском Валу. С «Веселыми картинками» сотрудничали выдающиеся художники, от иллюстратора Юрия Ващенко до концептуалистов Виктора Пивоварова и Евгения Гороховского. Правда, ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ не нашел на выставке ни смысла, ни сюжета. «Веселые картинки» создал карикатурист «Крокодила» Иван Семенов. Журнал вышел в 1956 году. Новорожденные комиксы Страны Советов ориентировались не на американские образцы с супергероями и всемирными катастрофами, а на старушку Европу. Придуманный Семеновым образцово-показательный школьник Рыжик, например, как две капли воды похож на знаменитого Тантана, креатуру бельгийца Эрже. Даже собаки у них, кажется, одной породы, разве что песик Рыжика с черными подпалинами. Без Эрже не обошлось и при создании сквозных героев «Веселых картинок», в том числе и главного — Карандаша, интеллигента в плаще и берете, вечно норовящего чего-нибудь нарисовать. Выбор такого персонажа в качестве талисмана предопределил художественную стратегию журнала. Для него рисовали лучшие из лучших. Первоначальная ориентация на простые и доходчивые картинки сменилась принципом: пусть расцветает сто цветов. Концептуалист лирического склада Виктор Пивоваров в 1978 году дал журналу узнаваемый всеми, кому за тридцать, логотип. Его соратники по андерграунду Эдуард Гороховский и Илья Кабаков рисовали истории и книжки-малышки. Впрочем, в «Веселых картинках» находилось место и лучшим детским художникам, от Виталия Станцинского и Владимира Сутеева до Юрия Эстиса. На выставке можно встретить и викторианский сюрреализм великого Юрия Ващенко, и сюрреализм примитивистский Леонида Тишкова. Особое удовольствие доставляют листы соавтора и супруги Юрия Норштейна Франчески Ярбусовой, посвященные советским дидактическим ритуалам вроде приема в пионеры. На листах Ярбусовой лица детишек приобретают мечтательную задумчивость, достойную лучших женских портретов Ренуара. Есть и забытые имена. Леонид Виноградов, например, рисовал простые, но очень смешные картинки, скрещивая героев разных сказок и получая на выходе «Крота в сапогах», «Мамашу и медведя» и «Доктора Бармалита». Жаль только, что выставка «Первый русский комикс» словно сделана человеком, не знающим ни истории журнала, ни русского языка. Выглядит все так, как будто залежи материалов и фактов были отданы на откуп какому-нибудь западному дизайнеру, и он, не вполне представляя себе удельный вес художественной и исторической информации, расположил все это красивыми пятнами. Отдельные фрагменты журнала вне всякой логики скопированы, увеличены стократно и наклеены на стены. На длинном листе баннерного материала, подвешенным под потолком, напечатан комикс знаменитого карикатуриста и давнего автора «Ъ» Сергея Тюнина «»Веселые картинки» едут на БАМ». Зачем? Это явно не лучшая работа Тюнина, да и для журнала тема «великой стройки социализма» довольно бессмысленна — и гордиться сейчас ни к чему и смеяться не над чем. Над каждым отсеком выставки парят надписи, не складывающиеся в единую историю. Одна из них сообщает, например, что Рубен Варшамов с 1977 по 2000 год занимал пост главного редактора «Веселых картинок». Другая рассчитана на специалистов по издательскому делу позднего социализма: в середине 1970-х тираж журнала достиг отметки 9,15 млн экземпляров. Много это или мало в эпоху плановой экономики? С одной стороны, организаторы решили заняться музейным делом и постарались выставить оригиналы многочисленных иллюстраций, с другой — выставка явно нацелена на посетителей с детьми. Есть экран с мультиками, прямо в зале стоит наряженная елка, проводятся встречи, игры, заметны и другие приметы мероприятия по промоушен — в конце концов журнал еще выходит и заинтересован в рекламе. В результате и та и другая часть аудитории будет довольна лишь отчасти. Детям нет смысла наслаждаться графической манерой того или иного мастера, если выставлены только заготовки к комиксам, без текстов. Взрослые хотели бы истории, ясной линии, но художники разных эпох журнала висят рядом просто потому, что так захотелось дизайнеру. Вместо веселого повествования получился склад нелепиц. Жаль, конечно, но утешение тем, в ком разыгрался не удовлетворенный выставкой аппетит, даст интернет: большинство выпусков журнала с момента выхода можно найти и скачать.

По сообщению сайта Коммерсантъ