Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Модернист криминального жанра // Умер кинорежиссер Питер Йетс

Дата: 12 января 2011 в 09:03 Категория: Происшествия

В воскресенье в Лондоне на 82-м году жизни умер Питер Йетс, британский режиссер, придумавший в Голливуде конца 1960-х годов новый жанр — модернистский триллер. В биографии Питера Йетса много обманчиво простых подсказок, объясняющих его феномен. Ну да, сын полковника из Гемпшира овладел великой национальной традицией в стенах Королевской академии драматического искусства. И это, безусловно, позволило ему после, скажем, холодной, но безликой «Бездны» (The Deep, 1977), популярного в СССР фильма о подводных приключениях, поставить «Костюмера» (The Dresser, 1984) — камерную трагедию о любви старого костюмера к старому актеру, умирающему на сцене под аккомпанемент немецких бомбежек. Ну да, Йетс работал ассистентом одного из лидеров «рассерженных молодых людей», Тони Ричардсона, а дебютировал «Летними каникулами» (Summer Holiday, 1962) — мюзиклом с Клиффом Ричардсом. И в «свингующем Лондоне», конечно, следует искать истоки эксцентричного и черного юмора фильмов «Все ради Пита» (For Pete`s Sake, 1974) и «Маманя, Бюст и Живчик» (Mother, Juggs and Speed, 1976) с разбегающимися по Нью-Йорку коровами и водителями скорой помощи, душу вытрясающими из пациентов. Но своеобразие фильмов Йетса определили не театр и не свинг, а то, что в юности он увлекался гонками и до конца жизни остался в душе гонщиком. Бешеная погоня — опять-таки на угнанной скорой помощи — задала ритм снятому еще в Англии «Ограблению» (Robbery, 1967) по мотивам реального «налета века» на почтовый поезд (1963). Эталонная погоня по Сан-Франциско с ее томительно медленным предчувствием и завершением в клубах огня и дыма — визитная карточка его сенсационного голливудского дебюта «Буллит» (Bullitt, 1968), из него «растут колеса» всех последующих эффектных экранных погонь. Но революцию в жанре триллера Йетс совершил, скрестив выбросы чистого адреналина с британской традицией социального реализма и экзистенциальной сумрачностью модернистского кино. Критика даже сравнивала лейтенанта Фрэнка Буллита, сыгранного Стивом Маккуином, с героями «фильмов некоммуникабельности» Микеланджело Антониони. Таких копов Голливуд еще не видел. Его одиночество было одиночеством не волка, а простого неприкаянного в огромном городе. Расследовать гибель гангстера, которого он охранял, да не сберег, Буллита заставлял не азарт охотника, а просто совесть: не сберег же. Походя спародировав легендарную «Африканскую королеву» (1951) Джона Хьюстона в «Войне Мерфи» (Murphy`s War, 1970) с Питером О`Тулом в роли одержимого ирландца, изничтожающего самыми невероятными способами немецкую подлодку в устье Ориноко, Йетс отдал дань «новой волне» в «Джоне и Мэри» (John and Mary, 1969) — фильме, тоже слегка пародийно начинавшемся с диалога героев об «Уикенде» Годара. А затем создал второй свой криминальный шедевр, «Друзья Эдди Койла» (The Friends of Eddie Coyle, 1973),— мрачнейшую историю предательства с Робертом Митчемом в роли подставленного полицейским куратором гангстера. После этого он мог позволить себе снимать что угодно — хоть «Бездну», хоть молодежную комедию «Уйти в отрыв» (Breaking Away, 1979), хоть классического «Костюмера», хоть крепкие триллеры 1980-х. Жаль только, что имя создателя новой стилистики триллера оказалось в тени имен его последователей и эпигонов.

По сообщению сайта Коммерсантъ