Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Би-Би-Си: Имамам Таджикистана установили темы проповедей

Дата: 12 января 2011 в 10:20

CA-NEWS (TJ) — В Таджикистане в ближайшее время появится новое учебное пособие под названием «52 пятничных проповеди», предназначенное для проповедников и имам-хатибов, то есть глав мечетей.

Русская служба Би-би-си

Анора Саркорова, 11/01/11, Душанбе

В пособии перечислены 52 обязательные темы для пятничных проповедей – по одной на каждую неделю года. Причем предполагается, что имамы не должны будут отклоняться от предложенных тем.

Эти темы были определены специальной комиссией, состоящей из теологов, ученых и чиновников.

Наблюдатели считают, что появление подобного издания – это попытка властей взять под контроль религиозную жизнь граждан. Влиятельные богословы Таджикистана уже высказали свое удивление и недовольство новыми рекомендациями.

«Очень удобные рекомендации»

Темы, предложенные специальной комиссией, охватывают, по словам таджикских чиновников, весь спектр жизни мусульманина, начиная от того, как отмечать религиозные праздники, до того, как вести себя во время поста, паломничества или обсуждения семейных проблем.

В комитете по делам религии считают, что новое учебное пособие поможет мусульманским священникам сориентироваться и правильно выбрать темы для проповеди, которые обычно проводятся до начала массовых пятничных богослужений

«Свои беседы в мечетях проповедники должны выстраивать по этой книге. К примеру, есть такие имамы, которые не могут самостоятельно провести проповеди. Они будут руководствоваться вот этими темами. Вопросы, на которые священникам будет трудно отвечать, должны будут направляться в Совет улемов», — рассказал Би-би-си Джумахон Гиесов, первый заместитель председателя комитета по делам религии при правительстве Таджикистана.

«Это очень удобные рекомендации. Проповедники не будут искать материалы для своих проповедей. Они уже предложены. Не нужно затрачивать время на поиск вопросов и проблем. Мы не первые, кто предложил такую книгу. Подобная учебная литература уже издана в России и Турции», — поддерживает Гиесова его коллега по комитету Саидбек Махмадуллоев.

Как поясняет Джумахон Гиесов, если во время пятничной проповеди, которая обычно продолжается от 15 до 30 минут и проходит до начала пятничной молитвы, кем-то из прихожан будет задан вопрос не по теме, проповедник может — а точнее, обязан — не отвечать на неудобный или неположенный вопрос.

В большинстве случаев такой вопрос будет направлен в Исламский совет Таджикистана — высший религиозный орган мусульман страны, — в Совет улемов или в комитет по делам религии, и через какое-то время проповеднику будет отправлен ответ на непредусмотренный пособием вопрос.

«У людей возникают разные вопросы»

Пятничные молитвы очень важны для мусульман. В центральной мечети в Душанбе на богослужение по пятницам собираются тысячи молящихся.

Решение высшего духовного органа страны обязательно для всех мечетей, но за его исполнением особый контроль будут вести, прежде всего, в столице Таджикистана.

В комитете по делам религии подчеркивают, что, несмотря на обязательность предложенных тем для пятничных проповедей, наказания за неисполнение новых требований не предусмотрено.

Одной из причин появления сборника тем для проповедей представители комитета по делам религии назвали некомпетентность и недостаточную осведомленность некоторых мусульманских священнослужителей. Недавно в стране прошла аттестация имам-хатибов, которую не прошли 26 человек.

«А почему у нас мало грамотных и влиятельных теологов? Потому многие из этих священнослужителей назначены чиновниками по совету спецслужб, — утверждает известный таджикский богослов Ходжи Акбар Туроджонзода. – За последние 15 лет ни один мулла не был назначен без утверждения и согласия властей. Они сами находят людей и сами их назначают. А десятки молодых, прекрасно образованных людей — выпускников исламских ВУЗов — не могли найти место работы».

Религия в Таджикистане официально отделена от государства. Однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране — в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей.

«Хатиб, или имам, как назначенный властями чиновник должен выполнять распоряжение госоргана, то есть они фактически считаются сотрудниками комитета по делам религии. Все, что в последнее время происходит – это попытка взять под контроль и ограничить распространение религиозной жизни», — полагает Хикматулло Сайфуллозода, аналитик Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

«Это ограничивает свободу не только имам-хатиба, но и каждого человека, — возмущается богослов Ходжи Акбар Тураджонзода. — Отвечать на вопросы прихожан – это обязанность имам-хатиба. А у людей возникают разные вопросы, разные интересуют их темы. Если их вопрос не входит в предложенные властями темы, то что ожидает их, какое наказание? Все это ни к чему хорошему не приведет».

Уроки ислама

Попытки ввести обязательные темы для публичных проповедей предпринимались и ранее, причем не только в Таджикистане, но и в Узбекистане. Однако все они оказались безуспешными.

В последние годы таджикские власти неоднократно подвергались критике за случаи ущемления прав верующих, в частности, проверки и закрытие мечетей, многочисленные судебные процессы в отношении сторонников религиозных партий и движений, а также гонения в области ношения исламской одежды и бороды.

Многие наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в Таджикистане в последние годы заметно вырос. Изучать азы ислама в богословские школы отдают детей даже из нерелигиозных семей.

С начала прошлого года Нажать изучение ислама ввели в обычных таджикских школах. Раньше в учебные программы таджикских школ входил предмет под названием «история религий», который охватывал и историю ислама.

По мнению представителей таджикского министерства образования, введение дополнительного урока, полностью посвященного исламу, поможет повысить осведомленность молодых таджиков о своей религии и избавит молодежь от влияния нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.

Однако из-за нехватки богословов обучать азам ислама школьников будут филологи, историки и востоковеды, не имеющие непосредственного отношения к теологии.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба