Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Создадут ли в Уральске филиал Рижского института по подготовке авиационных кадров?

Дата: 12 января 2011 в 11:51

Создадут ли в Уральске филиал Рижского института по подготовке авиационных кадров?

Наука не пущать

 

Министерство образования и науки целых восемь месяцев фактически саботирует распоряжение премьер-министра о создании в Уральске филиала Рижского института по подготовке авиационных кадров.

В минувший понедельник председатель комитета гражданской авиации Минтранскома Радильбек АДИМОЛДА на коллегии ведомства в очередной раз заявил: единственный в стране профильный вуз — Академия гражданской авиации — проводит обучение по устаревшей программе, без учета международных стандартов, не имеет материально-технической базы, а потому ее курсанты не получают необходимой теоретической и летной подготовки и не востребованы на авиапредприятиях.

Месяцем ранее, 9 декабря, эту же проблему в своем запросе на имя премьер-министра Карима МАСИМОВА поднял мажилисмен Аманжан ЖАМАЛОВ.

«В аэропортах и авиакомпаниях РК на обслуживании западной авиатехники наблюдается острая нехватка инженерно-технического персонала», — писал депутат главе правительства. — В связи с чем задействованы специалисты прежней советской школы, которые прошли обучение в авиационных центрах Западной Европы, что влечет весьма существенные дополнительные затраты, и, кроме того, сопровождается языковыми проблемами (имеется в виду незнание английского. — А. А.). Но и их численность уменьшается с каждым годом. Для примера — в аэропорту Уральска самому молодому авиатехнику более 50 лет».

Впрочем, еще в апреле 2010 года на заседании казахстанско-латвийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стороны договорились открыть в Уральске филиал знаменитого когда-то на весь СССР Рижского авиационного института, который бы готовил в нашей стране авиатехников со среднетехническим образованием, соответствующим международным требованиям. Причем латвийский вуз готов войти на казахстанский образовательный рынок исключительно собственными силами — без каких-либо финансовых вливаний с нашей стороны.

Премьер Карим МАСИМОВ незамедлительно дал Минтранскому и Минобразования поручение довести договоренности до практического воплощения. Но премьерская воля не выполнена по сей день: Министерство образования и науки (МОН РК) под разными предлогами препятствует созданию филиала латвийского вуза.

Сначала главным аргументом МОН было несоответствие межправительственной договоренности казахстанскому законодательству — а именно статье 35 Закона «Об образовании».

А когда в Минтранскоме сослались на тот же закон об образовании, 65-я статья которого разрешает иностранным вузам работать в Казахстане, если есть соответствующее решение правительства, в МОН нашли другую причину «выписать тормоза» латышам.

«По подготовке специалистов в области авиации работает Академия гражданской авиации, — говорится в письме вице-министра МОН РК Серика ИРСАЛИЕВА Минтранскому, датированном 15 ноября 2010 года. — Академия имеет возможность полностью выполнять государственную программу. Считаем, что нет необходимости открытия филиала учебного заведения в Уральске».

Однако на фоне регулярной критики в адрес академии со стороны Минтранскома лояльность профильного министерства как минимум настораживает.

— Известные зарубежные университеты не практикуют создание филиалов за рубежом, трепетно относясь к своему бренду, — заявил по этому поводу нашему корреспонденту Серик Ирсалиев. — Поэтому и наша страна не приветствует создание различных иностранных филиалов. Сможет ли Рижский институт создать адекватные базовые условия для качественной подготовки специалистов у нас? И дело тут не в том, что я сомневаюсь в благих намерениях латвийских коллег. Филиал технического вуза — это не пивная лавочка, которую можно открыть и на этом зарабатывать. Если латыши представят веские доказательства того, что дипломы их филиала в Уральске будут признаваться международным авиационным сообществом, то мы открыты для дальнейшего диалога.

— По-вашему, рижане будут учить хуже, чем учат в нашей авиационной академии, которую бесконечно критикуют?

— Это — предмет обсуждения.

Мажилисмен Аманжан Жамалов, который, кстати, до сих пор не получил ответа на свой депутатский запрос от 9 декабря (хотя положенные по закону 30 календарных дней истекли), убежден: безрезультатная переписка между двумя министерствами — результат полного непонимания чиновниками МОН сути вопроса.

— Речь же не идет об открытии высшего учебного заведения! Это будет что-то типа колледжа, ПТУ, если хотите, где латыши готовы обучать технарей со среднеспециальным образованием, — говорит депутат. — Это будут механики, которых сейчас аэропорты и авиакомпании (причем не только в Казахстане, но и в России) вынуждены за свой счет обучать за рубежом. Выпускники уральского колледжа никогда не станут летчиками или директорами аэропортов, но они будут обслуживать самолеты западного производства, получив к этому допуск. А наша академия этих нужных нам как воздух механиков не готовит вообще! Так что я не понимаю, почему уже восемь месяцев пробуксовывает наша бюрократическая машина...

Вот так у нас и выходит: премьер-министр дает добро, министерские чиновники ищут подводные камни в законах, депутаты голосят «доколе?», а тем временем казахстанские аэропорты, в чью реконструкцию вбухивают миллиарды тенге, скоро окажутся не в состоянии принять современные воздушные лайнеры — их попросту некому будет обслуживать.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

 

По сообщению сайта Zakon.kz