Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Создадут ли в Уральске филиал Рижского института по подготовке авиационных кадров?

Дата: 12 января 2011 в 12:01

Наука
не пущать
 
Министерство
образования и науки целых восемь месяцев фактически саботирует распоряжение
премьер-министра о создании в Уральске филиала Рижского института по подготовке
авиационных кадров.
В минувший
понедельник председатель комитета гражданской авиации Минтранскома Радильбек
АДИМОЛДА на коллегии ведомства в очередной раз заявил: единственный в
стране профильный вуз — Академия гражданской авиации — проводит обучение по
устаревшей программе, без учета международных стандартов, не имеет
материально-технической базы, а потому ее курсанты не получают необходимой
теоретической и летной подготовки и не востребованы на авиапредприятиях.
Месяцем ранее,
9 декабря, эту же проблему в своем запросе на имя премьер-министра Карима
МАСИМОВА поднял мажилисмен Аманжан ЖАМАЛОВ.
«В
аэропортах и авиакомпаниях РК на обслуживании западной авиатехники наблюдается
острая нехватка инженерно-технического персонала», — писал депутат главе
правительства. — В связи с чем задействованы специалисты прежней советской
школы, которые прошли обучение в авиационных центрах Западной Европы, что
влечет весьма существенные дополнительные затраты, и, кроме того,
сопровождается языковыми проблемами (имеется в виду незнание английского. -
А. А.). Но и их численность уменьшается с каждым годом. Для примера — в
аэропорту Уральска самому молодому авиатехнику более 50 лет».
Впрочем, еще в
апреле 2010 года на заседании казахстанско-латвийской межправительственной
комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стороны договорились открыть
в Уральске филиал знаменитого когда-то на весь СССР Рижского авиационного
института, который бы готовил в нашей стране авиатехников со среднетехническим
образованием, соответствующим международным требованиям. Причем латвийский вуз
готов войти на казахстанский образовательный рынок исключительно собственными
силами — без каких-либо финансовых вливаний с нашей стороны.
Премьер
Карим МАСИМОВ незамедлительно дал Минтранскому и Минобразования поручение
довести договоренности до практического воплощения. Но премьерская воля не
выполнена по сей день: Министерство образования и науки (МОН РК) под разными
предлогами препятствует созданию филиала латвийского вуза.
Сначала
главным аргументом МОН было несоответствие межправительственной договоренности
казахстанскому законодательству — а именно статье 35 Закона «Об образовании».

А когда в
Минтранскоме сослались на тот же закон об образовании, 65-я статья которого
разрешает иностранным вузам работать в Казахстане, если есть соответствующее
решение правительства, в МОН нашли другую причину «выписать тормоза»
латышам.
«По
подготовке специалистов в области авиации работает Академия гражданской авиации,
— говорится в письме вице-министра МОН РК Серика ИРСАЛИЕВА Минтранскому,
датированном 15 ноября 2010 года. — Академия имеет возможность полностью
выполнять государственную программу. Считаем, что нет необходимости открытия
филиала учебного заведения в Уральске».
Однако на фоне
регулярной критики в адрес академии со стороны Минтранскома лояльность профильного
министерства как минимум настораживает.
— Известные
зарубежные университеты не практикуют создание филиалов за рубежом, трепетно
относясь к своему бренду, — заявил по этому поводу нашему корреспонденту
Серик Ирсалиев. — Поэтому и наша страна не приветствует создание различных
иностранных филиалов. Сможет ли Рижский институт создать адекватные базовые
условия для качественной подготовки специалистов у нас? И дело тут не в том,
что я сомневаюсь в благих намерениях латвийских коллег. Филиал технического вуза
— это не пивная лавочка, которую можно открыть и на этом зарабатывать. Если
латыши представят веские доказательства того, что дипломы их филиала в Уральске
будут признаваться международным авиационным сообществом, то мы открыты для
дальнейшего диалога.
-
По-вашему, рижане будут учить хуже, чем учат в нашей авиационной академии,
которую бесконечно критикуют?
— Это -
предмет обсуждения.
Мажилисмен
Аманжан Жамалов, который, кстати, до сих пор не получил ответа на свой
депутатский запрос от 9 декабря (хотя положенные по закону 30 календарных дней
истекли), убежден: безрезультатная переписка между двумя министерствами -
результат полного непонимания чиновниками МОН сути вопроса.
— Речь же
не идет об открытии высшего учебного заведения! Это будет что-то типа колледжа,
ПТУ, если хотите, где латыши готовы обучать технарей со среднеспециальным
образованием, — говорит депутат. — Это будут механики, которых сейчас
аэропорты и авиакомпании (причем не только в Казахстане, но и в России)
вынуждены за свой счет обучать за рубежом. Выпускники уральского колледжа
никогда не станут летчиками или директорами аэропортов, но они будут
обслуживать самолеты западного производства, получив к этому допуск. А наша
академия этих нужных нам как воздух механиков не готовит вообще! Так что я не
понимаю, почему уже восемь месяцев пробуксовывает наша бюрократическая
машина...
Вот так у нас
и выходит: премьер-министр дает добро, министерские чиновники ищут подводные
камни в законах, депутаты голосят «доколе?», а тем временем
казахстанские аэропорты, в чью реконструкцию вбухивают миллиарды тенге, скоро
окажутся не в состоянии принять современные воздушные лайнеры — их попросту
некому будет обслуживать.
Александра
АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
  Сайт газеты «Время»

По сообщению сайта Meta · новости дня