Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не надо ваших инноваций

Дата: 12 января 2011 в 13:10 Категория: Новости высоких технологий

— 12.01.11 09:35 —

Наша фабрика экономических грез, Минэкономразвития, изготовила очередной бюрократичесий блокбастер «Инновационная Россия – 2020». Этакий план (точнее – стратегия, а если уж цитировать совсем точно, то Стратегия с большой буквы) о том, как при жизни нынешнего поколения россиян превратить наше государство в законодателя мировой инновационной моды и таким способом «закрепить геополитическую роль страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня».

Обычная, казалось бы, казенная трескотня. Но юмор ситуации заключается в том, что

в 2005-м – 2006-м годах «Стратегия» на ту же самую инноваторскую тему в два приема уже принималась официальным порядком, и нынешний план volens nolens является лишь продолжением мероприятий, так удачно начатых шесть лет назад.

Поэтому начинается проект «Стратегии – 2020» с довольно подробного рассказа о полном провале «Стратегии» предыдущей: «Большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии) а некоторые демонстрировали негативную динамику…» То есть, самотеком, без дорогостоящего чиновничьего руководства, дело модернизации российской экономики шло бы лучше и быстрее. А с помощью руководства оказались у корыта: «Доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска (1,4% в добывающих, обрабатывающих производствах…) значительно ниже даже показателей «догоняющих» стран Восточной Европы…»

Притом провальная история этой старой «Стратегии» делится, как повествует новая «Стратегия», на два этапа. Сначала ничего выходило в жирные 2005-й – 2007-й годы. Почему не выходило, МЭР в новой своей брошюре не объясняет – ну вот, просто так получилось. А насчет второго этапа, который пришелся на 2008-й – 2010-й, разъяснение предъявлено. Оказывается, страны-конкурентки, борясь с кризисом, вовсю инвестировали в передовые отрасли экономики. Вот и вырвались вперед. А у нас, тоже в порядке борьбы с кризисом, такие инвестиции как раз и были прекращены, поскольку деньги понадобились на латание всех возникших дыр.

Этими честными словами МЭРовская «Стратегия», казалось бы, и должна была закончиться. Да, взялись за то, что не умеем, ничего не вышло, приносим вам свои извинения и отходим в сторону. Но официальная брошюра, как вы понимаете, именно тут и разворачивается во всю ширь.

Начальство уже совершенно не боится выглядеть смешным. Фиаско старых прожектов ничуть не мешает изготовлять новые, еще более лучезарные. Дайте нам попробовать еще разок, и за десять лет весь мир обгоним. Вот таблицы с разбивкой по годам. Читайте и веселитесь.

Пересказывать это сочинение незачем – тот, кто не лишен мазохизма или любви к ненаучной фантастике, прочтет сам. Но один кусочек «Стратегии» надо все-таки воспроизвести – про «инновационного человека», выращивание которого силами чиновников является одним из серьезнейших пунктов всего плана.

Вот качества, которые бюрократы должны будут в этом человеке воспитать: «стремление к новому», «способность к критическому мышлению», «способность к постоянному совершенствованию», «креативность и предприимчивость», «готовность к работе в высококонкурентной среде», «широкое владение иностранными языками». И еще много хорошего и даже превосходного. Сегодня всей совокупностью этих достоинств наделен у нас лишь бюрократ. И то, пожалуй, не всякий, а только типичный. Или даже только типичный член путинского кабинета. А вот к 2020-му, когда они нас перевоспитают по своему образу и подобию, мы все сделаемся такими. Глупо? Не вполне.

На одно только воспитание «инвестиционного человека» и в одном только 2020-м году «Стратегия» запрашивает 135 млрд рублей. А другие ее пункты стоят и того дороже. «Инновационная Россия» — это здоровенный конгломерат чиновничьих кормушек.

Неизлечимая страсть к разглагольствованиям на передовые темы – это духовное, а тяготение к кормушкам, тоже неизлечимое – это материальное. И то, и другое сливаются в диалектическом единстве.

На это можно сказать, что любое аппаратное начинание подразумевает создание кормушек, что совсем не обязательно исключает общественную пользу. Безусловно. Но инноваторско-модернизаторская деятельность бюрократии – это как раз тот случай, когда соотношение затраты/польза – одно из худших.

Оставим за скобками демократию и прочие изыски. Аппарат управления есть при всяком режиме. И его работа – обеспечивать для людей необходимый набор административных услуг и следить за исправностью систем жизнеобеспечения. Несколько десятков лет назад, несмотря на отсутствие интернета, мобильной связи и «электронного правительства», снег с улиц убирали лучше, электросети были надежнее, самолеты падали реже.

Инновации – это уж явно не первое, чего не хватает сегодня нашему аппарату. Можно новаторски сбивать сосульки с крыш лазером, как это однажды предложила петербургская градоначальница. Почему нет? Специалисты говорят, что теоретически это возможно, хотя очень дорого, сложно, опасно и неисполнимо в широких масштабах. А можно не допускать появления сосулек вполне традиционными способами. Например, теплоизоляцией чердаков, как это и заведено в северных странах. А теперь решите для себя несложную задачу: какой из этих двух способов больше приглянется чиновнику, а какой – простому человеку?

Модернизация победила. В том единственном смысле, в каком могла у нас сейчас победить. Аппарат творчески освоил инновационный подход, впитал его в себя, переварил, и даже, можно сказать, сросся с ним. Чем непонятнее, замысловатее и дороже новинка, тем охотнее он за нее хватается.

Инновации-модернизации стали очередной разновидностью дымовой завесы, которую ставит начальство, чтобы скрыть саботаж прямых своих обязанностей.

Только так и надо воспринимать сейчас любую модернизаторскую риторику, идущую сверху. Потребность в обновлении, в том числе и экономическом, разумеется, никуда не делась. Но пробивать себе дорогу ей придется не по дорожным картам начальства, а вопреки его проектам и стратегиям.

По сообщению сайта Газета.ru