Астрономы нашли сверхмассивную черную дыру в карликовой галактике

Дата: 12 января 2011 в 14:30

Сотрудники Виргинского университета и Национальной радиоастрономической обсерватории (США) зарегистрировали сверхмассивную чёрную дыру в карликовой галактике Henize 2-10, сообщает ресурс Physicsworld.Com.

Наблюдения удалённой примерно на 30 милионов световых лет Henize 2-10 проводились в радиодиапазоне и ближней ИК-области спектра с помощью телескопов «Очень большого массива» и космического телескопа «Хаббл». При сравнении результатов учёные выделили компактный (24×9 пк²) радиоисточник в центре галактики, после чего новые данные сопоставили с представленными ранее результатами изучения Henize 2-10 в рентгеновском диапазоне. Как выяснилось, на снимках, переданных обсерваторией «Чандра», можно отыскать источник жёсткого рентгеновского излучения, который расположен в той же области пространства.

Определив характеристики источника, учёные установили, что связать его появление с излучением рентгеновских двойных или остатков сверхновых практически невозможно. В то же время гипотеза о наличии чёрной дыры массой около 1 млн солнечных легко объясняет все наблюдаемые явления.

Интересным это открытие делает тот факт, что Henize 2-10 очень молода и «производит» новые звёзды с высокой скоростью, примерно в 10 раз опережая по этому параметру Большое Магелланово облако, карликовую галактику сравнимой звёздной массы. У Henize 2-10 также отсутствует сформировавшийся балдж — внутренний, наиболее яркий сфероидальный компонент галактик. Соотношение масс балджа и чёрной дыры поддерживается на одном уровне в большинстве известных случав. Такое наблюдение, казалось, подчёркивало тесную эволюционную связь двух важных элементов галактической структуры и указывало на то, что они должны развиваться параллельно.

Теперь, однако, становится понятно, что для образования сверхмассивной чёрной дыры балдж не нужен. «Осталось лишь отыскать ещё несколько карликовых галактик, сходных с Henize 2-10, — говорит руководитель исследования Эми Рейнс. — Возможно, мы обнаружили исключение из правил, а другие галактики без балджа чёрных дыр не содержат».

По сообщению сайта Подробности.ua