Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Нина Горланова: «Литературе нужны живые люди»

Дата: 12 января 2011 в 16:20 Категория: Новости культуры

pОна пишет рассказы, книги и замечательные картины. От всего, к чему бы она ни прикоснулась, веет добром и внутренней силой. Сегодня Нина Викторовна любезно согласилась рассказать о себе laquo;a href=/ target=_blank title=Аргументы и ФактыАиФ/a-Прикамьеraquo;.br /br / Первые заработкиbr /br / — Я родом из деревни. Когда мне было два года, отец служил в армии. Родился брат — и папу отпустили повидаться с семьёй. По этому случаю был сварен самогон. Когда отец приехал, самогон выпили. Что недопили — женщины спрятали. Мама куда-то ушла, а папа взял меня на руки и спрашивает: laquo;Знаешь, где у матери кумышка?raquo;. Кумышкой называли бутыль с самогоном. Я говорю: laquo;Нет, не знаюraquo;. Отец мне раздражённо: laquo;Да что ты вообще знаешь!raquo; А я ему отвечаю: laquo;Восемь способов варки самогонаraquo;. Отец, смеху ради, попросил рассказать. И я рассказала ему все восемь способов. Из пшеницы — так, из свёклы — так, из картошки, из овса — так. Недавно я уточнила про тот случай. Почему, когда я рассказывала, все смеялись: я что-то говорила неправильно или, наоборот, слишком точно? Мне объяснили, что слишком точно. br /br / С того момента это стал мой цирковой номер. В Пермь приезжают, куда идти — в галерею. Приезжают к нам в деревню, куда идти — к Горлановым: там двухлетняя Ниночка рассказывает восемь способов варки самогона. И, кстати, уже тогда мне давали гонорары. Какие гонорары в деревне? Парёнки (отваренные, нарезанные и высушенные в русской печи овощи) морковные, свекольные. br /br / И вот я ошибочно приняла судьбу писателя за прекрасную судьбу, полную гонораров. Ноhellip; гонорары поступают нечасто. Особенно в кризис. Наверно, я слишком рано получила все свои гонорарыhellip; (Смеется.) br /br / Шипишный кустbr /br / — Я стала рано понимать, что литературе нужны живые люди. С первого класса вела записные книжечки. Записывала туда юмористические ситуации, казавшиеся мне интересными словечки. Писала стихи. Поступила в университет на филологический факультет. Закончила. И думала, что стану лингвистом. Писала и дописала диссертацию. На тему laquo;Психолинвистическая функция сравнений в деревне Акчимraquo;. В работе меня привлекала яркость народного слова, сравнений. К примеру: laquo;мы в семье — одни девки — как шипишный кустraquo;. Имеется в виду цветущий куст шиповника. Красота народной речи меня потрясала. При этом я думала, что привлекает меня лишь наука. Я ошибалась. br /br / Я тоже могу!br /br / Я училась с Королёвым, Юзефовичем, Виниченко, Пирожниковым — у нас была большая компания. Как-то на новогодней вечеринке я была в костюме гейши. В то время я была ещё девушка, не замужем. Так вот, Королёв с Юзефовичем, которые с шестнадцати лет печатались в пермском laquo;Молодом человекеraquo;, разговаривали в уголочке. Лёнька Юзефович говорил Королёву: laquo;hellip;прочёл я твою повесть, так что, твоя героиня в тридцать лет только на поцелуи, что ли, способна? Она же взрослая уже!raquo; А я в роли гейши стою возле них, вытираю вазы, переставляю книги и делаю вид, что очень занята. Но я внимательно слушала. И тут меня осенило! В какой-то миг я поняла, что так-то писать, чтоб соответствовать жизни, я тоже могу! br /br / Нас учили на филфаке: laquo;hellip;реализм — это типический герой в типических обстоятельствах, и обстоятельства сильнее. Приехал Ионыч в деревню полный мечтаний, жизнь его побила, он становится жадным, покупает дома, смотрит на раздетых женщин, и не смотрит, потому что видит только стеныraquo;. Вот нас чему учили. И я думала, что мне не написать так — поставить задачу: типический герой в обстоятельствахhellip; А написать, как Лёнька Юзефович говорит Королёву, чтоб его героиня в тридцать лет не только о поцелуях думала, но и о детях, о семье, — так это я могу!br /br / Срок на малиновом вареньеbr /br / Я с нетерпением ждала, чтобы скорей закончился этот Новый год, и я примусь за повесть. А ведь в это самое время наши мальчики шли по процессу. По политическому процессу по поводу выступлений против ввода наших войск в Чехословакию. Процесс этот для меня значил очень много. Потому что Солженицын, который боролся с режимом, для меня был где-то далеко, высоко. Он гений, ему можно. А вот ребята, которые сидят со мной рядом, с которыми мы курим вместе под лестницей, они состоят в тайном обществе и борютсяhellip; Они читали самиздат и развешивали листовки на малиновом вареньеhellip; Кстати, КГБ всё разведало про листовки и общество, вот только определить состав клея, то, что это было малиновое варенье, им оказалось не под силу. br /br / В итоге сели Рудик Веденеев и Воробьёв. Остальных сделали свидетелями. Чтобы не было слишком много laquo;злодеев-участниковraquo;. А Веденееву и Воробьёву дали строгий режим. Семь лет. Это практически бесконечность. У Рудика шла горлом кровь, поэтому его через три года комиссовали. br /br / Фалды, как крыльяbr /br / На плечах таких вот людей к нам пришла свобода. И что наш город сделал для Рудика? Ничего. Разве нельзя было разрешить ему поставить скульптуру Мандельштама? Которая была гениально задумана. Мандельштам падал из окна, а фалды его пиджака развевались, как крылья ангела. Нельзя было поставить Шаламова, голого, под штыками. Мы знаем, Шаламов на этапе заступился за товарища, и его, голого, под штыками выставили ночью на мороз. Это, может быть, единственная в мире скульптура, которая обязана быть голой. Что, трудно было поставить такую скульптуру? Может, медведей в Перми можно было делать поменьше? br /br / Как бы то ни было, этот процесс на меня очень повлиял, и моя первая повесть laquo;Любовь в резиновых перчаткахraquo; была об этом процессе. В 1990 году она вышла в печать, а в 1991-м я получила за нее международную премию laquo;За лучший женский рассказraquo;. Почему такое название? Мы делали самиздатовскую газету в резиновых перчатках. Чтобы не оставлять на ней отпечатки пальцев. У нас была большая идейная борьба. Всех, кто мыслил хоть сколько-то либерально, сильно преследовали. Так сильно, что жизни просто не было. Мыслил, поправлюсь, не либерально, а просто нормально. br /br / Бог есть! br /br / С тех пор я стала быстро и много писать. Мне казалось, что люди очень нуждаются в правде. В это же время во мне случился переворот — я пришла к вере. Мне сделали операцию, перед которой я чуть не погибла. Я даже была настолько глупа, что обратилась к Господу так: laquo;Высшее существоraquo;. Я была такая ненормальная атеистка, что даже не сказала laquo;Господиraquo;, а просто laquo;если ты есть, помогиraquo;. И помощь поступила. Я раз и навсегда горячо уверовала. А уверовав, я захотела писать другое. Ведь раз есть Бог, значит — надо давать надежду.nbsp;br /br / ДОСЬЕbr /br / Нина ГОРЛАНОВА родилась в Пермской области, в 1970 году окончила филологический факультет Пермского госуниверситета. С 1991 года член Союза российских писателей. Её книги издаются в США, Франции, Германии, Испании, Польше, Чехии, Китае, Израиле, Швеции. В соавторстве с мужем Вячеславом Букуром написала quot;Роман воспитанияquot;, который вошёл в шортлист премии Букера 1996 года. Замужем, 4 детей.br /nbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты