Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Альпийский дрифт

Дата: 12 января 2011 в 16:20

Через пелену снегопада, обрушившегося на альпийский курорт со сложнопроизносимым названием Альп-д'Юэз, границы трассы для ледовых гонок Trophee Andros едва видны. Снега так много, что организаторам пришлось нарисовать яркой краской из баллончиков метровые стрелки на огромных, высотой больше человеческого роста брустверах — для того чтобы гонщикам было понятно, куда вообще ехать.

На стартовой прямой по очереди гаснут три пары стоп-сигналов, рявкают моторы и спустя несколько секунд на дальнем конце трассы в воздух взлетают фонтаны снега — началась квалификация основного зачета Трофея Андрос. Шум моторов все ближе и ближе, и вот из-за поворота…






Очень наглядная демонстрация того, как ездят автомобили в Трофее Андрос.




Нет, перед поездкой на гонки я, конечно же, почитал про Trophee Andros и посмотрел ролики на YouTubе, но вживую это выглядит совсем иначе: ровно поперек трассы из поворота вылетает зелено-белая Шкодаи скользит боком все пятьдесят метров до следующей связки. Затем сброс газа, короткий поворот руля и пилот, переложив автомобиль в обратную сторону и выставив передние колеса на нужную траекторию, задолго до входа в поворот снова нажимает на газ! Яростно буксуя всеми колесам и поднимая в воздух тучи снега, Шкодавновь разгоняется, мощно ускоряясь на выходе.






Пилоты Trophee Andros так часто ездят боком, что на водительских боковых стеклах пришлось смонтировать дополнительные дворники.




Считается, что глубокие скольжения в автогонках, да и скольжения вообще — это плохо и медленно, — говорит в перерыве между заездами бывший гонщик Формулы-1 Оливье Панис, пилот команды Skoda и один из лидеров нынешнего сезона. — Однако в Трофее Андроссовсем другая идеология. Здесь, если хочешь выигрывать, не то чтобы можно — нужно скользить. Правда, сам Панис, хоть и ездит боком очень эффектно, после трех этапов занимает пока лишь третье место, проигрывая экс-чемпиону Ф-1 Алену Просту 24 очка.







Ален Прост выиграл Трофей Андроспока лишь дважды — в 2007 и 2008 году, выступая на прототипе Toyota Auris. Следующие два сезона Прост провел в команде Dacia, за которую выступает и сейчас. Но если в 2009 и 2010 году Профессорне сумел выиграть Трофей, то в этом году он пока лидирует.




Несмотря на скромную популярность, особенно за пределами Франции, серию Trophee Andros не назовешь молодой — в этом году ледовым гонкам исполнилось 20 лет! Идея проведения подобных соревнований Максу Мамерсу, чемпиону Франции по ралли-кроссу 1982 и 1983 годов, а ныне главному организатору Трофея, пришла еще в 1985 году. Партнером Мамерса стал Фредерик Гервонсон, президент компании Andros, одного из крупнейших во Франции производителей соков (отсюда, собственно, и название серии). Гервонсон, как оказалось, сам был фанатом ледовых гонок и часто выступал с друзьями на любительских соревнованиях.

Первые официальные заезды Трофея Андроспрошли в 1990 году — тогда это была короткая серия из четырех гонок, проводимых на горнолыжных курортах Франции с подходящей инфраструктурой. Спустя всего год гоночный календарь пополнился этапом на искусственном покрытии в Париже — для этого организаторам пришлось завезти на стадион около 700 тонн льда. В 2003 году организаторы устроили выезд в Канаду, а в нынешнем сезоне 2010-2011 года в зачет Trophee Andros входит уже восемь гонок, включая одну заграничную — в соседнем княжестве Андорра.

Но даже несмотря на немаленькую, по меркам автоспорта, историю, на Трофее Андросне увидишь толпы болельщиков со всей Европы — не помогает и то, что сейчас в ледовой серии выступают сразу три экс-пилота Формулы-1. Помимо Паниса и Проста свои силы в этом году решил попробовать чемпион 1997 года канадец Жак Вильнев. А в следующем сезоне конкуренцию им планирует составить еще один национальный герой Франции — семикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб.






Каждый этап Трофея Андроссостоит из двух одинаковых по расписанию дней: пилоты Элитногокласса проводят сначала по три тренировочных круга (на трассе находятся по 3-4 машины одновременно). Затем идет квалификация из четырех кругов, в которой гонщики стартуют с промежутком, а в зачет идет суммарное время. И в конце дня — финал: 10 пилотов проезжают по 10 кругов. В финале пилотов делят на две группы, причем основные конкуренты часто попадают в разные заезды.

Победитель гонки получает 60 килограммовый балласт, за второе место положено 40 килограммов, а за третье — 20. В каждой последующей гонке, в которой пилот не попадает на подиум, весовой гандикап уменьшается на 10 килограммов.




Как говорит Макс Мамерс, большинство профессиональных пилотов, приезжающих на Трофейпо приглашению организаторов, поначалу относятся к ледовым гонкам как к развлечению. Но когда они раз за разом проигрывают никому неизвестным гонщикам, среди которых есть и девушки… их затягивает. Ален Прост стал победителем серии спустя пять лет после своего первого заезда в Трофее! — с улыбкой добавляет Мамерс. — Спросите Проста, Паниса, или любого другого пилота — все они скажут, что по уровню концентрации, требуемой от гонщиков, Андросничуть не уступает Формуле-1.

И судя по тому, как к Трофеюотносится Ален Прост, для него это действительно уже не просто покатушки: перед каждым стартом, будь то квалификация или финальные заезды, Профессоробязательно проходит пешком всю трассу, изучая, как изменилось покрытие, где зацепулучшился, а где — стал хуже. И чаще всего не один, а с сыном Николя, который выступает в Trophee Andros в зачете электромобилей.






Электромобили для Трофея Андросвыпускает компания Exagon Engineering. В основе этих заднеприводных машинок — пространственная рама, с установленным сзади 90-киловаттным электромотором (122 лошадиные силы), трансмиссией с двумя переднимипередачами и одной задней и самоблоком на задней оси. Электродвигатель питается от модуля из 27 литий-ионных аккумуляторов, которые подзаряжаются во время стоянки в боксах от мощной силовой установки, а во время гонки — за счет рекуперации энергии при торможении. Тормоза здесь, к слову, дисковые по кругу.

Масса электрокара Трофея Андроссоставляет 800 килограммов, а запас хода — около 35 минут. Колеса — Continental IceRacingContact3, нашпигованные 290 шипами.

В этом году на брендированномэлектромобиле Skoda выступает Фабьен Бартез — экс-вратарь сборной Франции по футболу. Правда, результаты Бартеза пока не впечатляют — после трех этапов он занимает лишь шестое место.




По словам Оливье Паниса, со стороны Trophee Andros может показаться междусобойчиком пенсионеров Формулы-1 и не самых удачливых пилотов из других гоночных серий. Для случайных зрителей, наверное, это просто шоу, — говорит Панис. — Однако для всех нас это — серьезное соревнование, и на треке мы боремся за победу по-настоящему. Я воспринимаю Трофейкак новый вызов для себя — хотя бы потому, что нам, профессионаламФ-1, фактически приходится заново учиться ездить. И весь наш опыт помогает лишь чуть быстрее освоиться за рулем новой машины.






Николя Прост — сын Алена Проста — дебютировал в Trophee Ahdros в 2009 году и сходу выиграл ледовую серию в зачете электромобилей, завоевав пять поулов, победив в шести заездах, и в общей сложности 18 раз поднимался на подиум (из 21 заезда). После трех этапов сезона 2010-2011 Николя вновь лидирует, обгоняя опытного Франка Лагорса на четыре очка.




Своей зрелищностью ледовая серия Trophee Andros обязана в первую очередь автомобилям, в ней участвующим. Несмотря на визуальное сходство с серийными моделями, они имеют мало общего с ними: под пластиковыми кузовами, стилизованными под Skoda Fabia, Dacia Duster или Renault Clio и BMW 1-Series скрывается пространственный каркас с навешанными на него деталями подвески, трансмиссией и силовым агрегатом. Двигатель — сзади, но в пределах базы, а коробка передач висит над задней осью.

Главная особенность этих машин в том, что они не только полноприводные, с трансмиссией без межосевого дифференциала, но и… полноуправляемые. То есть, у них поворачиваются все четыре колеса, причем задние — в противоположную передним сторону. Ощущения невероятные — чем больше поворачиваешь руль, тем сильнее поворачивает машина. Никакие другие автомобили на такое не способны, — говорит Панис, жестами пытаясь показать, что происходит с машиной в повороте.






На этой фотографии хорошо видно, что задние колеса прототипа BMW повертнуты в обратную сторону...




Между тем, конструкция полноуправляемого шасси трофийныхмашин на удивление проста: здесь используется обычная рулевая рейка, но с двумя шестернями — одна отвечает за поворот передних колес, а вторая вращает рулевой вал, проходящий через весь кузов к задним колесам. Там установлен собственный рулевой механизм с дополнительным диском со спиральной канавкой, который фактически заменяет собой рейку.

Причем, характеристики этого механизма прогрессивные: до определенного момента (примерно до половины от максимально возможного угла поворота рулевого колеса) задние колеса стоят строго прямо, и лишь потом начинают поворачиваться. А настройки заднего рулевого механизма — его передаточное число, определяющее угол поворота колес, — пилоты подбирают под каждую трассу. Существуют даже диски с несимметричной нарезкойканавки, которые используются на трассах с преобладанием тех или иных поворотов.

Но в целом у пилотов Трофея Андросне так много возможностей поиграть настройками: помимо характеристик рулевого управления, они могут менять жесткость пружин и амортизаторов, и давление в шинах. Все остальное строго регламентировано: начиная с размеров салона и массы автомобиля (ровно 950 килограммов без пилота и балласта), и заканчивая, например, передаточными числами в шестиступенчатой секвентальной коробке передач Sadev, которые фиксированы на весь сезон.






1 — секвентальная коробка передач Sadev c фиксированными на весь сезон передаточными числами.

2 — шестицилиндровый мотор объемом 3.0 литра.

3 — тот самый диск заднего рулевого управления (на фото справа он чуть крупнее).

4 — дополнительный дворник на водительской двери.

В салоне прототипов Trophee Andros царит аскетизм. Некоторые команды пытаются придать передней панели форму у серийной машины, но на Шкодахсходство с массовой Фабиейкак-то не прослеживается. Ручника у ледовых болидов нет, но он и не нужен — добиться избыточной поворачиваемости можно либо сильнее повернув руль, либо по-старинке — контрсмещением и избытком тяги.

Автомобили для Шкодыстроит команда Exagon. Последние два сезона лучшим становился пилот чешской команды Жан-Филипп Дайро.




Моторы — только атмосферные шестицилиндровые, объемом три литра, со штатным коленвалом, стандартным для всех блоком управления Magnetti Marelli и жестким требованиям к доработке ГБЦ. К тому же, максимальные обороты ограничены на отметке 7500 об/мин., поэтому моторы, используемые разными командами, обладают почти одинаковой отдачей — примерно 340-350 лошадиных сил. В Шкоде, например, взяли за основу двигатель Audi, на Dacia Duster Алена Проста стоит агрегат Renault/Nissan, а на прототипах, стилизованных под единичку BMW используются… моторы Toyota.

При этом двигатели на автомобилях Трофеяочень надежны — большинство из них без переборки трудятся на протяжении всего сезона. Как и коробки передач. Постоянного внимания требуют лишь самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, менять которые из-за высокой нагрузки приходится очень часто — иногда по несколько раз за уикенд, да шины — ввиду их ограниченного количества. В зависимости от этапа, на каждого гонщика выделяется всего 6 или 8 шипованных покрышек. Поэтому пилотам приходится думать не только о победе любой ценой, но и о том, как сохранить шипы до финальных заездов двухдневного этапа.






Покрышки у автомобилей Trophee Anrdos тоже непростые — шины по спецзаказу изготавливает компания Continental, а ошиповкой занимается сторонняя компания Dackproffsen. В каждой покрышке — по 232 15-миллиметровых шипа, правда их рабочая длина составляет всего 3,5 миллиметра.

По словам Паниса, умение работать с покрышками — это одно из главных слагаемых успешного выступления в Трофее Андрос. Давление, например, приходится менять перед каждым заездом — исходя из состояния покрышек и ледового покрытия трека: Мы начинаем где-то с двух атмосфер, и потом постепенно снижаем давление до 1,7-1,8 атмосферы, по мере того, как изнашиваются шины и истирается лед на трассе.



Однако победа в финальных заездах не сильно влияет на положение в турнирной таблице — больше всего очков за этап пилот зарабатывает в квалификации: за первое место в квалификационных заездах он получает 60 очков, а за победу в финале — всего 20. Мы сознательно выбрали такую схему начисления очков, — говорит Мамерс. — Это чуть остужает пыл пилотов и снижает накал страстей в финале. К тому же, по правилам Трофея, на одной машине на каждом этапе могут выступать два пилота, по очереди. И финал для каждого из них — тоже свой. И если бы мы давали за победу слишком много очков, то до второго финала некоторые машины попросту бы не доживали….





Финальный заезд второго дня этапа в Альп-д'Юэз, в котором победил Ален Прост.



Правда, стерильной борьбы в итоговых заездах все равно не получается — слишком уж азартный народ участвует в Trophee Andros. И пусть контактная борьба здесь не приветствуется, но ведь и не запрещается, поэтому дружеские пинкиперед поворотом и езда бок о бок в финалах встречается сплошь и рядом. Да, это часть соревнований — без контактов не обойтись. К тому же, многие трассы очень узкие, и обгонять на них очень сложно. Бить друг друга в бок мы конечно не будем, но есть много других, не менее эффективных способов обойти противника, поверьте, — улыбчивый Оливье Панис, похоже, неплохо поднаторел в ледовых гонках.






Заезды Трофея Андроспроводятся и в вечернее время — например, в Альп-де'Юэз при искуственном освещении проходили и квалификация, и финал.




Что меня привлекает в этих гонках? Соревновательный дух, царящий на Трофее, и вообще атмосфера этих гонок, — говорит Панис. — Здесь нет замкнутости большого спортаи зрители могут лично посмотреть на то, как происходит обслуживание машин, увидеть пилотов.

Здесь вообще царит дружеская атмосфера… Но только не на трассе — там мы вновь превращаемся в гонщиков, борющихся за победу!, — добавляет француз. К тому же, у Паниса теперь есть шанс сделать то, что в истории автоспорта удалось лишь немногим — победить самого Профессора. Авто.Лента

По сообщению сайта Meta · новости дня