Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В течение следующих 5 лет система здравоохранения будет развиваться в социальном аспекте

Дата: 13 января 2011 в 11:00 Категория: Общество

В
течение следующих 5 лет система здравоохранения будет развиваться в социальном
аспекте
 
Поскольку уровень состояния здоровья
народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и
индустриального развития страны.
 С точки зрения устойчивого и стабильного роста
благосостояния населения отрасль здравоохранения является одним из основных
приоритетов в республике. С начала года руководство Казахстана приступило к
реализации государственной программы развития здравоохранения Республики
Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011–2015 годы. К концу срока ожидается, что
жить мы станем дольше, в среднем до 70 лет, снизится материнская и детская
смертность, уязвимые слои населения выработают иммунитет к туберкулезу и
ВИЧ-инфекции. В целом согласно программе в следующие пять лет медицина должна
преобразиться. Будут внедряться не только новые технологии, но в первую очередь
медицинская этика, институт защиты прав пациентов, паллиативная помощь,
медицинский менеджмент, развиваться медицинское страхование.
Анализируя ситуацию в здравоохранении, сильными
сторонами отрасли в целом можно назвать следующее: определение приоритетных
направлений развития здравоохранения, постоянное увеличение государственного
финансирования, стабилизация и улучшение основных медико-демографических
показателей населения страны, в том числе снижение заболеваемости по социально
значимым болезням, восстановление и строительство новых объектов
здравоохранения, внедрение новых медицинских технологий в
лечебно-диагностический процесс, наличие пунктов телемедицины в медорганизациях
сельской местности, некоторое улучшение доступа лекарственных средств
населению.
Однако неудивительно, что пока слабых мест в системе
здравоохранения больше. За редким исключением в организациях здравоохранения,
особенно на селе, установлено старое, сломанное оборудование. Мало медиков по
таким специальностям, как кардиохирургия, нейрохирургия, трансплантология,
травматология, и при этом имеем недостаточное качество подготовки медицинских
кадров. Отсутствуют высококлассные специалисты в сельских регионах, не говоря
уже о том, что люди, проживающие в отдаленных районах, за всю жизнь так никогда
могут и не встретиться с врачом. Кроме этого, одной из наиболее явных проблем
является отсутствие в организациях здравоохранения специалистов по социальной
работе, слабое развитие системы защиты прав пациента и медицинского работника,
а также отсутствие солидарной ответственности государства, работодателя и
граждан за охрану здоровья и отсутствие четкого механизма реализации прав
граждан на лекарственное обеспечение.
Помимо внутренних факторов, влияющих на наше здравоохранение,
есть еще и внешние угрозы: вспышки новых видов гриппа, растущие цены на
современное медицинское оборудование и фармацевтические препараты,
недостаточное регулирование использования пестицидов в аграрной промышленности
стран и применение гормональных и фармацевтических препаратов в животноводстве
стран, продукция которых импортируется в Казахстан; наличие природных очагов
особо опасных инфекций на территории страны, отсутствие источников безопасной
питьевой воды в некоторых регионах.В идеале все указанные проблемы будут решены
в последующие 5 лет, на что будет затрачено не меньше 359 358,9 млн тенге из
государственной казны.
 
Техническое обеспечение
 
Первым делом стоит отметить, что, по данным
Министерства здравоохранения РК, в Казахстане в перспективе планируется
проводить в год до 10 аутологичных трансплантаций стволовых клеток, что по сути
своей является прорывом, несущим и существенную экономию бюджетных средств.
Ведь одна такая операция за рубежом стоит не менее 50 тысяч евро. Операции
планируется проводить на базе АО «Республиканский научный центр неотложной
медицинской помощи», которое развивает такие направления, как трансплантология
и гематология. Подобная операция впервые в Казахстане была проведена в декабре
2010 года на базе данного учреждения – больному с множественной миеломой
(заболевание системы крови) произвели трансплантацию стволовых клеток, что
позволило достичь ремиссии заболевания.
Особое место в программе уделено совершенствованию
скорой медицинской помощи. В частности, предполагается введение института
парамедиков (медработники, обладающие навыками оказания экстренной медицинской
помощи на догоспитальном этапе, в их число входят медсестры, фельдшеры,
лаборанты, физиотерапевты, рентгенологи). Есть намерение развивать авиационную
транспортировку больных, особенно на дальние расстояния. Помимо этого будут
оптимизированы маршруты доставки больных в стационар в зависимости от вида
патологии, тяжести состояния больного, а в целом будет усовершенствована
деятельность диспетчерских служб скорой медицинской помощи.
Масштабное развитие телемедицины станет, пожалуй,
переломным моментом в оказании дистанционной консультативно-диагностической
помощи. Это позволит не только повысить уровень и качество медобслуживания в
регионах, но также укрепить партнерские взаимоотношения с зарубежными клиниками
по диагностике и лечению пациентов со сложными заболеваниями.
Кроме того, Минздрав намерен пересмотреть критерии к
госпитализации пациентов с учетом принципов этапности и преемственности
оказания медицинской помощи, повысить эффективность работы стационарной койки
за счет внедрения стационарозамещающих технологий, создать и внедрить регистры
стационарных больных.
Технологическое обеспечение, улучшение качества
медицинского образования, повышение квалификации имеющихся сотрудников,
мастер-классы – все это, безусловно, необходимо, также необходимы и кадры.
 
Человеческий фактор
 
Наконец в стране заговорили о создании сети
организаций восстановительного лечения, медицинской реабилитации, паллиативной
помощи и сестринского ухода. В частности, ведется работа по созданию программы
обучения медперсонала правильному оказанию помощи безнадежным пациентам до
последнего вздоха. Также речь идет о внедрении высоких реабилитационных
технологий в рамках восстановительного лечения.
Еще одна тема, которая поднимается впервые в
отечественной системе здравоохранения, – медицинская этика, за которой стоят
такие понятия, как развитие института защиты прав пациентов, внедрение
международных этических принципов и создание этических комитетов на всех
уровнях.
На фоне этого планируется усовершенствование системы
оплаты труда медработников. Но в связи с тем, что, помимо материальных
факторов, большую мотивационную роль играют уважение и признание, особое
внимание будет уделено поднятию социального статуса и престижа медицинских
работников в обществе.
 
Гражданская ответственность
 
В свою очередь каждому жителю страны стоит привыкнуть
к мысли, что за его здоровье несет ответственность именно он, а не врач. Именно
за счет такой гражданской ответственности, популяризации здорового образа жизни
среди граждан медики рассчитывают снизить уровень социально значимых
заболеваний, обусловленных поведенческими факторами.
В связи с этим планируется изучить возможности
использования экономических методов (налогов, субсидий), чтобы обеспечить
финансовую доступность наиболее полезных для здоровья продуктов питания и
напитков. Также в министерстве планируют учредить межотраслевые системы
обеспечения безопасности пищевых продуктов, в которых используется принцип «от
фермы до стола», и механизмы анализа рисков, соответствующие Codex
Alimentarius.
К слову сказать, в этой части особое внимание будет
уделено заботе работодателей о своих сотрудниках. В целях повышения уровня
безопасности условий жизни и труда предполагается совершенствование нормативной
правовой базы по вопросам охраны здоровья, в том числе безопасности труда;
снижение отрицательного воздействия окружающей и производственной среды на
здоровье населения; формирование мотивации работодателей к обеспечению условий
ведения здорового образа жизни работниками организаций, а также закрепление за
работодателями ответственности за своевременное прохождение работниками
профилактических осмотров; создание и развитие инфраструктуры по поддержанию
здоровья работников, включая создание и развитие типовых медицинских пунктов
при промышленных предприятиях; изучение влияния загрязнения окружающей среды на
здоровье населения для принятия мер по их устранению; внедрение системы оценки
рисков при разработке проектных материалов, начиная с этапа отвода земельного
участка, определения санитарно-гигиенической оценки территории, для новых
производств с целью минимизации экологического риска и предотвращения
неблагоприятного эффекта для здоровья населения.
В целом можно говорить о том, что в глазах государства
здоровье каждого человека становится фактором, определяющим не только
полноценность его существования, но и потенциал его возможностей.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
  Сайт газеты «Литер»

По сообщению сайта Meta · новости дня