Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Унификация, похоже, дает сбой в Таможенном Союзе

Дата: 13 января 2011 в 11:40 Категория: Новости экономики

Унификация,
похоже, дает сбой
Автор:
Ольга ТЕЛЕГИНА
13.01.2011
С
1 января 2011 года вступили в силу решения Комиссии Таможенного союза о
введении унифицированных форм транзитной декларации и декларации на товары, а
также классификаторов для заполнения таможенных деклараций. В России из-за
долгих каникул фактический запуск новых правил отодвинулся на десять дней. В
Казахстане переход на единые декларации СМИ почему-то не освещается. А вот в Беларуси
сразу же после новогодних праздников стала поступать информация об очередях в
пунктах таможенного оформления, вызванных сбоями в работе нового программного
обеспечения.
-
С 3 по 10 января во всех ПТО (пунктах таможенного оформления — авт.)
меняют электронную базу, и в результате этого грузы не растаможиваются, — публикуют
белорусские СМИ жалобы предпринимателей из Белорусской ассоциации логистики при
Республиканской конфедерации предпринимательства. — То есть порядка 90% машин,
пришедших на таможню с 3 января, простаивают. Либо программа электронного
декларирования не работает вовсе, либо работает плохо.
Как
утверждают грузоперевозчики, из-за долгого ожидания клиенты терпят убытки — по 100
евро за каждые сутки простоя одной машины. Чтобы выторговать у владельцев машин
скидки на оплату простоя, грузоперевозчики отправляют водителей на несколько
дней по домам. Например, литовские водители уезжают в Литву на автобусе, чтобы
потом так же на автобусе вернуться к своим машинам в белорусских ПТО.
Простои
в ПТО связаны с тем, что клиентские части программ таможенного декларирования в
Беларуси оказались фактически не готовы к переходу с 1 января на новые правила
оформления. Из четырех разработчиков специальных программ только один — дочернее
предприятие Государственного таможенного комитета (ГТК) РБ — заявил о готовности
своего продукта.
Однако
на практике начались проблемы. То обстоятельство, что программы ГТК работают
исправно и таможня декларации принимает, ничего не меняет: если клиентская
часть программного обеспечения дает сбой, то и вся система буксует.
Переход
стран ТС на единые форматы и структуры электронных копий документов логично
было бы провести одновременно с запуском Таможенного кодекса в июле 2010 года,
но тогда еще не были готовы инструкции Комиссии ТС. Почему же Беларусь
оказалась неготовой к переходу и спустя полгода? Оказывается, у белорусских (а
судя по всему, и казахстанских) программистов фактически было меньше месяца на то,
чтобы создать кардинально новую программу.
-
Полгода назад была издана только инструкция, — пояснил белорусским журналистам
начальник отдела программного обеспечения УП «ТаможПроект» (еще одного
разработчика декларантских программ) Дмитрий Старовойтов. — Но основная
загвоздка заключается в переходе на новый электронный формат электронных копий.
Он появился только в начале декабря, и к 1 января отработать схемы было
невозможно. К тому же инструкции Комиссии Таможенного союза имеют предельно
общий характер, в них четко не описан ни один из режимов работы. Россия
переходила к такой декларации несколько лет, и там были десятки методических
указаний. А у нас — как хотите, так и работайте.
О
проблемах с разработкой новой электронной базы белорусские программисты
предупреждали заранее. Руководители трех частных белорусских компаний-разработчиков
15 декабря написали письмо в ГТК, в котором выразили озабоченность по поводу
форсированного перехода на новые форматы и структуры обмена электронными
копиями таможенных документов. Авторы перечислили свои доводы: «У субъектов
хозяйствования не остается времени на обучение сотрудников, на внедрение новой
версии программного обеспечения», «нет должной нормативной и справочной базы
для перехода на новое ПО», «нет утвержденной ГТК РБ инструкции по заполнению
декларации на товары» и т. д. В связи с этим они попросили перенести срок
перехода на новые формы и структуры электронных копий на февраль-март 2011
года. Тем более что решением Комиссии ТС установлен переходный период — вплоть
до 1 июля 2011 года.
-
Мы пытались объяснить, что это совершенно новая система таможенного оформления,
— объяснил г-н Старовойтов. — Та, которая была, нарабатывалась 10 лет. И за
один день поменять ее на новую! Ясно было, что все встанет. Но прошло
совещание, и нам сказали, что переходного периода не будет.
Как
на самом деле обстоят дела в пунктах таможенного оформления, узнать очень
трудно. В то время как грузоперевозчики жалуются на заторы и программисты
утверждают, будто в ПТО оформляется всего по 5—6 деклараций в день в «полуручном
режиме», да и операторы «горячей линии» ГТК РБ признают сбои в работе АС «Декларант»,
в пресс-службе ГТК РБ настаивают, что проблем с таможенным оформлением нет.
-
Таможня работает в штатном режиме. На границе и во внутренних пунктах
таможенного оформления очередей нет, — опубликовали комментарии пресс-службы
белорусские СМИ.
Грузоперевозчики
на это противоречие тоже обращают внимание.
-
Таможня утверждает: «Мы работаем». Но как же вы работаете, если машины не растаможиваются?!
— возмущены они.
Как
сказал один опытный таможенный брокер, «виноватых тут нет: просто три разные
экономики решили слиться воедино, а для этого нужен не один год». Хотя при
желании можно свалить вину на перевозчиков и получателей грузов. О новогоднем
простое их якобы предупреждали «по-хорошему» и просили ничего не везти в начале
января. А они не послушались и повезли. Сами виноваты.
  Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»

По сообщению сайта Meta · новости дня