Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Унификация, похоже, дает сбой в Таможенном Союзе

Дата: 13 января 2011 в 11:40 Категория: Новости экономики

Унификация, похоже, дает сбой

Автор: Ольга ТЕЛЕГИНА

13.01.2011

С 1 января 2011 года вступили в силу решения Комиссии Таможенного союза о введении унифицированных форм транзитной декларации и декларации на товары, а также классификаторов для заполнения таможенных деклараций. В России из-за долгих каникул фактический запуск новых правил отодвинулся на десять дней. В Казахстане переход на единые декларации СМИ почему-то не освещается. А вот в Беларуси сразу же после новогодних праздников стала поступать информация об очередях в пунктах таможенного оформления, вызванных сбоями в работе нового программного обеспечения.

— С 3 по 10 января во всех ПТО (пунктах таможенного оформления — авт.) меняют электронную базу, и в результате этого грузы не растаможиваются, — публикуют белорусские СМИ жалобы предпринимателей из Белорусской ассоциации логистики при Республиканской конфедерации предпринимательства. — То есть порядка 90% машин, пришедших на таможню с 3 января, простаивают. Либо программа электронного декларирования не работает вовсе, либо работает плохо.

Как утверждают грузоперевозчики, из-за долгого ожидания клиенты терпят убытки — по 100 евро за каждые сутки простоя одной машины. Чтобы выторговать у владельцев машин скидки на оплату простоя, грузоперевозчики отправляют водителей на несколько дней по домам. Например, литовские водители уезжают в Литву на автобусе, чтобы потом так же на автобусе вернуться к своим машинам в белорусских ПТО.

Простои в ПТО связаны с тем, что клиентские части программ таможенного декларирования в Беларуси оказались фактически не готовы к переходу с 1 января на новые правила оформления. Из четырех разработчиков специальных программ только один — дочернее предприятие Государственного таможенного комитета (ГТК) РБ — заявил о готовности своего продукта.

Однако на практике начались проблемы. То обстоятельство, что программы ГТК работают исправно и таможня декларации принимает, ничего не меняет: если клиентская часть программного обеспечения дает сбой, то и вся система буксует.

Переход стран ТС на единые форматы и структуры электронных копий документов логично было бы провести одновременно с запуском Таможенного кодекса в июле 2010 года, но тогда еще не были готовы инструкции Комиссии ТС. Почему же Беларусь оказалась неготовой к переходу и спустя полгода? Оказывается, у белорусских (а судя по всему, и казахстанских) программистов фактически было меньше месяца на то, чтобы создать кардинально новую программу.

— Полгода назад была издана только инструкция, — пояснил белорусским журналистам начальник отдела программного обеспечения УП «ТаможПроект» (еще одного разработчика декларантских программ) Дмитрий Старовойтов. — Но основная загвоздка заключается в переходе на новый электронный формат электронных копий. Он появился только в начале декабря, и к 1 января отработать схемы было невозможно. К тому же инструкции Комиссии Таможенного союза имеют предельно общий характер, в них четко не описан ни один из режимов работы. Россия переходила к такой декларации несколько лет, и там были десятки методических указаний. А у нас — как хотите, так и работайте.

О проблемах с разработкой новой электронной базы белорусские программисты предупреждали заранее. Руководители трех частных белорусских компаний-разработчиков 15 декабря написали письмо в ГТК, в котором выразили озабоченность по поводу форсированного перехода на новые форматы и структуры обмена электронными копиями таможенных документов. Авторы перечислили свои доводы: «У субъектов хозяйствования не остается времени на обучение сотрудников, на внедрение новой версии программного обеспечения», «нет должной нормативной и справочной базы для перехода на новое ПО», «нет утвержденной ГТК РБ инструкции по заполнению декларации на товары» и т. д. В связи с этим они попросили перенести срок перехода на новые формы и структуры электронных копий на февраль-март 2011 года. Тем более что решением Комиссии ТС установлен переходный период — вплоть до 1 июля 2011 года.

— Мы пытались объяснить, что это совершенно новая система таможенного оформления, — объяснил г-н Старовойтов. — Та, которая была, нарабатывалась 10 лет. И за один день поменять ее на новую! Ясно было, что все встанет. Но прошло совещание, и нам сказали, что переходного периода не будет.

Как на самом деле обстоят дела в пунктах таможенного оформления, узнать очень трудно. В то время как грузоперевозчики жалуются на заторы и программисты утверждают, будто в ПТО оформляется всего по 5—6 деклараций в день в «полуручном режиме», да и операторы «горячей линии» ГТК РБ признают сбои в работе АС «Декларант», в пресс-службе ГТК РБ настаивают, что проблем с таможенным оформлением нет.

— Таможня работает в штатном режиме. На границе и во внутренних пунктах таможенного оформления очередей нет, — опубликовали комментарии пресс-службы белорусские СМИ.

Грузоперевозчики на это противоречие тоже обращают внимание.

— Таможня утверждает: «Мы работаем». Но как же вы работаете, если машины не растаможиваются?! — возмущены они.

Как сказал один опытный таможенный брокер, «виноватых тут нет: просто три разные экономики решили слиться воедино, а для этого нужен не один год». Хотя при желании можно свалить вину на перевозчиков и получателей грузов. О новогоднем простое их якобы предупреждали «по-хорошему» и просили ничего не везти в начале января. А они не послушались и повезли. Сами виноваты.

 

По сообщению сайта Zakon.kz