Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

КАЗАХСТАНСКИЙ ПАНТЕОН

Дата: 13 января 2011 в 13:50

Парламентский альбом
Юлиана Жихорь
Стремясь в будущее, не забывай о прошлом. Это золотое правило депутаты вспоминают редко, но других призывают к нему довольно часто

На сей раз тему поднял мажилисмен Ирак Елекеев на первом в наступившем году пленарном заседании палаты. Начал он издалека.
Депутат вспомнил о наступающем юбилее суверенитета страны, напомнил, что в борьбе за независимость сложили головы миллионы людей, и призвал «поминать о них».
Главным, чье имя нужно вспоминать в наши дни, — Смагул Садвакасов, чей прах московское правительство передает Казахстану. Местом его захоронения депутат предложил избрать Астану, точнее — древнее кладбище в центре города, где предложил сделать пантеон героев.
По словам Елекеева, на территории данного мусульманского кладбища «покоятся останки выдающихся сыновей нашей отчизны, представителей разных этносов. Здесь похоронены казахские воины, погибшие в годы джунгарской агрессии, батыры легендарного хана Кенесары, возведенного на ханский престол ровно 170 лет тому назад. Здесь же нашли последнее пристанище жертвы массового голода 20-30-х годов минувшего столетия. В этом месте захоронены лучшие сыны, представители разных национальностей, расстрелянные в годы жестоких сталинских репрессий, в том числе казахи, русские, украинцы, евреи, поляки, армяне, уйгуры, азербайджанцы, немцы».
Но сегодня 500-летнее место захоронения больше похоже на заброшенный пустырь: «Этот поистине исторический мемориальный комплекс находится в весьма плачевном состоянии. Нередко подвергается вандализму, растаскиваются ограда, надмогильные памятники, само кладбище превращается в пристанище бродячих собак».
Несколько лет назад предлагали перенести кладбище за границы города. Мол, мешает-де прошлое восхвалению настоящего. На месте древних костей даже хотели построить развлекательный комплекс. Но аксакалы воспротивились глумлению: они ложились под ковш экскаватора, заявляя, что переносить прах удастся только вместе с ними.
С тех пор о кладбище как будто забыли — оно поросло травой и молодыми деревьями. За прошедшие годы там лишь однажды проводилась «чистка» в время городского субботника.
Депутат призвал навести порядок с исторической памятью и облагородить до уровня мемориального комплекса и пантеона. «Группа ученых-архитекторов Астаны предлагает на территории мемориального парка установить 7 монументальных стел. Первая — погибшим воинам в годы джунгарского нашествия, вторая — хану Кенесары и его сарбазам, третья — погибшим в годы гражданской войны, в том числе алашординцам, четвертая — жертвам голода 20-30-х годов, пятая — жертвам массовых расстрелов во времена сталинизма, шестая — депортированным народам». «Каждая стела имела бы глубокий исторический смысл, — призвал Елекеев. — Они бы свидетельствовали о том, что у казахстанцев общая история, судьба и будущее».
По его словам, этот мемориальный парк мог бы стать пантеоном — местом для захоронения, «если руководство не определит другого места», «выдающихся сынов и дочерей нашего народа, останки которых находятся за пределами Казахстана». И первым среди них должен стать прах Смагула Садвакасова. Именно ему, как символу борьбы за свободу и независимость Казахстана, примеру бескорыстного патриотизма, депутат предлагает воздвигнуть седьмую стелу.
Предложение Ирака Елекеева, озвученное в адрес премьер-министра и столичного акима, было поддержано многими депутатами мажилиса.
Справка «НП»
Смагул Садвакасов — писатель, государственный политический деятель Казахстана во времена установления советской власти. Создал организацию «Единство», которая в 1918 году созвала всеказахский молодежный съезд.
Во время формирования правительства молодой казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования, которым был Ахмет Байтурсынов, а в 1925 году двадцатипятилетний Смагул Садвакасов становится наркомом просвещения. Жестко критиковал политику «малого октября» Ф. Голощекина. Являлся редактором газеты «Енбекши казах», где публиковал стихи и статьи Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова. В ноябре 1927 года он освобождается от поста наркома просвещения.
После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта по личному распоряжению Сталина отослан на строительство железной дороги Москва — Донбасс. Работая в районе Воронежа, осенью 1933 года Смагул Садвакасов, по официальной версии, заразился брюшным тифом и 16 декабря того же года умер в московской больнице.

Астана

По сообщению сайта Новое поколение