Астрономы нашли самый дальний уголок Вселенной, где расположен «город галактик»

Дата: 13 января 2011 в 18:50

Астрономы поставили два рекорда одновременно: они нашли самое отдаленное от Земли скопление галактик, увидев его в самой ранней из когда-либо отмеченных стадии развития, передает BBC. Скопление получило название Cosmos-Aztec3. Оно разрастается, подобно мегаполису, который втягивает в себя близлежащие деревни.

Группа галактик находится в 12,6 млрд световых лет от земли. Она начала формироваться, когда Вселенной было всего около миллиарда лет. В данное время с Земли она просматривается в возрасте, составляющем лишь десятки или сотни миллионов лет, что по меркам Вселенной — совсем немного.

Скопления галактик формируются в течение миллиардов лет, собирая вместе множество галактик и огромные количества газов из более крупных космических структур.

Но процесс самого начала формирования скопления галактик все-таки не был зафиксирован, а потому остается предметом научных споров.

Открытие представил астроном Питер Чапак из Калифорнийского института технологии на ежегодном собрании Американского астрономического общества в Сиэтле. Статья на эту тему опубликована журналом Nature.

Находка удивила ученых по многим причинам, но прежде всего потому, что общая масса звезд, входящих в скопление галактик, превысила 400 млрд солнечных масс. При этом скопление чрезвычайно активно — оно включает в себя квазар, черную дыру, масса которой в 30 млн раз превышает массу Солнца, и большие количества холодного газа. Каждый год там формируется около четырех тысяч новых звезд.

В первой фазе существования Вселенной такие массивные и вместе с тем активные скопления галактик весьма редки. Астроном Роджер Виндхорст из Университета Аризоны одобряет сравнение скопления галактик с разрастающимся городом. «Если вы попытаетесь найти на Средиземноморском побережье в начале эры города размером с нынешний Лос-Анджелес, то не найдете не одного. Если будете искать их в Европе 1900 года, то найдете нечто подобное. Сегодня же их найдется полно. Так вот, тот факт, что разрастание скопления галактик может идти так быстро именно в той части Вселенной и на столь ранней стадии ее развития — поистине замечателен», — сказал эксперт.

Доктор Чапак и его сотрудники еще не завершили обследование участка галактики, где они нашли Cosmos-Aztec3, но разработанные ими теоретические модели позволяют им надеяться на обнаружение и других аналогичных скоплений галактик. Поэтому рекорд, поставленный Cosmos-Aztec3, возможно, продержится не так уж долго.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы