Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

День 13 Января: Под тяжестью энергетики

Дата: 13 января 2011 в 19:20

CA-NEWS (KG) — В правительстве «распределены» обязанности между премьер-министром и вице-премьерами. Все министерства, ведомства и администрации поделены между четырьмя людьми, которые будут «координировать» их деятельность. Напрашивается вопрос: Есть ли какая-нибудь общая стратегия и один человек, который будет ответственным за его реализацию? По идее им должен быть премьер-министр. Но при таком подходе, сможет ли он влиять на решения, скажем, в госкомимуществе, где главным является первый вице-премьер-министр?.

В центре внимания находится деятельность Омурбека Бабанова. Он провел рабочее совещание по ценовой ситуации, рабочую встречу с министром транспорта и коммуникаций Эркином Исаковым (человек Атамбаева, а по распределению попал Бабанову), рабочее совещание по вопросу прохождения республикой отопительного сезона.

Стиль управления везде один: представить, подготовить, проработать... На резкий рост продовольственных цен Бабанов ответил поручением представить анализ цен на основную группу продовольственных товаров, провести комплексный анализ по площадям посевов основных видов сельскохозяйственных культур, представить информацию по потребностям в семенах и минеральных удобрениях отечественных сельхозпроизводителей. Понятно, что цены на продовольствие резко выросли, крестьянину не запретишь сеять, что пожелает, а удобрений нужно много и подешевле. Существеннее звучит «внести предложения по изменению законодательной базы в сфере регулирования цен». Но в нашей стране административные методы не работают, потому что просто нет механизмов принуждения.

Примерно так же обстояли дела на совещании по вопросу прохождения республикой отопительного сезона: сократить потери в энергосекторе, провести работу по уменьшению дебиторской задолженности и т.д. Одна надежда, что реальные задачи ставятся в тайне, и мы о них не знаем.

В целом, не хотелось бы получить стратегию выхода из кризиса, которую правительство обещает к 20 январю в виде «Надо сделать все, чтобы народ начал жить как в Швейцарии»...

В парламенте страны идет процесс допроса министра, глав ведомств, и руководителей госпредприятий. Новые люди не прочь возложить ответственность на предшественников и членов Временного правительства. Например, министр энергетики Аскарбек Шадиев рубит правду-матку. Те, кто уже успел «порулить» с апреля и продолжает рулить, молчат и рассказывают депутатам и гражданам сказки.

Из чего складывается тариф на газ для населения? По словам главы «Кыргызгаза» Тургунбека Калмурзаева, для потребителей стоимость газа состоит из следующих компонентов: $223 стоимость газа за тысячу кубометров + $15 транспортировка + $5 обслуживание магистрального газопровода + $57 капитальные вложения = $300 или 14 190 сомов по сегодняшнему курсу Нацбанка.

Основные финансовые цифры у монополиста являются коммерческой тайной и не подлежат оглашению простым гражданам. Инфраструктура «Кыргызгаза» стоит примерно 100 млн. долларов, в разные годы компания было убыточной. Объемы хищения газа – внушительные. Существует как минимум 10 тарифов газа.

Например, в декабре 2010 года тарифы на газ в домах и квартирах, где установлен газовый счетчик, составлял 14,5 сомов. Кроме того, стоимость газа варьируется от изменений курса национальной валюты.

Сейчас себестоимость газа для населения составляет 19 сомов. По словам Т.Калмурзаева, в 2010 году на покрытие дефицита тарифа из госбюджета было выделено 380 миллионов сомов. В 2011 году требуется 350 млн. сомов.

Теперь посчитаем примерную арифметику бизнес-активности «Кыргызгаза» в 2011 году и возьмем за основу тариф для населения 14,5 сомов за 1 кубический метр, что является минимальным тарифом (цена газа для бюджетных и коммерческих организаций выше на 20%, а на заправках – примерно на 80%). «Кыргызгаз» заплатит «Узбектрансгазу» за 200 млн. кубов газа 44,6 млн. долларов, за транспортировку – 4 млн, и продаст этот газ населению за 61,6 млн. долларов плюс компенсации из бюджета в сумме 7,4 млн долларов. Другими словами, как минимум 24,4 млн долларов монополист потратит на эксплуатацию, капвложения и потери/хищения. Нереальные цифры.

Много вопросов вызывает стоимость транспортировки. По словам Т.Калмурзаева, «Кыргызгаз» платит $5 «КырКазГазу» за транспортировку плюс еще $5 за обслуживание магистрального газопровода. Это все равно, что ты платишь 100 сомов за проезд в такси, и еще 100 сомов за амортизацию машины. В целом, никто в мире не платит 10 долларов за транспортировку 1000 кубометров газа на расстояние 150 км.

На этом фоне остается открытым вопрос улучшения финансовой деятельности и прозрачности монополиста после ее продажи российскому «Газпрому». Последняя компания мало чем отличается от первой...

Сегодня министр энергетики Аскарбек Шадиев обнародовал физическое состояние ГЭС Камабар-Ата-2: в одном из тоннелей не был залит бетон, в результате чего на сегодняшний день там образовалась большая воронка, вода смывает горную породу, поток воды бьет на рабочую турбину. Кроме того, через стену между первым и вторым тоннелем просачивается вода. В случае образования трещины вода может попасть в турбогенераторы. Кроме того, взрыв горной породы для создания плотины был успешен только на 43%.

От разрушения ГЭС может спасти дополнительные инвестиции в сумме 650 млн долларов, из которых 130 млн нужны уже в первом квартале.

Теперь становится ясно, почему запуск турбины ГЭС откладывали несколько раз. Министр энергетики «технического» правительства Осмонбек Артыкбаев объяснял это необходимостью заменить кабель. О проблемах не могло не знать высшее руководство страны. Напоминает диверсию и саботаж...

К чему пришли страны региона в плане демонтажа Объединенной энергетической системы, которая досталась им в наследство? Казахстан, соединив юг с севером, готов выйти из ОЭС. Узбекистан, проложив линии электропередачи от ТЭЦ в центральной части в Ферганскую долину, стал независимым от поставок электричества из юга Кыргызстана. Таджикистан смог избежать энергетической катастрофы из-за действий Узбекистана, успев построить 500 кВт линию Юг-Север. Также Казахстан и Узбекистан построили достаточные мощности водохранилищ, чтобы отказаться от импорта электроэнергии в вегетационный период. За это время в Кыргызстане, истратив 9,5 млрд. сомов, поставили на службу один агрегат ГЭС Камбар-Ата-2. Теперь же выясняется, что она разрушается.

Иными словами, прекращение существования ОЭС ЦА больней всего ударит по Кыргызстану – целые области страны могут остаться без электричества. Поэтому, кыргызская делегация с рабочим визитом посетит Алматы по вопросу выхода Казахстана из Объединенной энергосистемы Центральной Азии. Сколько денег потребуют казахи? Ведь заплатил НЭСК 15 млн долларов Узбекистану за два года транзита.

Решение проблемы, как мы видим, руководство свело к одному – переговорам с китайским Экспортно-импортным банком. Переговоры по выделению кредита на строительство подстанции «Датка» и линии «Датка-Кемин» уже идут несколько лет без особого успеха. Министру энергетики Аскарбеку Шадиеву только и осталось сообщить, что китайская сторона подняла цену на возведение высоковольтной линии электропередачи «Датка-Кемин» с $240 миллионов до $260 млн. Когда закончатся переговоры, в руководстве страны никто не знает...

Шадиев также заявил, что первые результаты аудита энергосектора в Кыргызстане появятся к 20 февраля. После этого можно будет говорить о себестоимости электроэнергии. Пока в данный момент в энергетической системе сделано все, чтобы никто не узнал реальную себестоимость электричества. Почему же, спросили бы американцев, они уж точно лучше знают систему, чем министр.

В целом, кардинальных улучшений в снабжении населения электричеством зимой 2011-2012 года не предвидится. Делегация Кыргызстана успела съездить на очередное заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) в город Шымкент и подписать лимит спуска воды из Токтогульского водохранилища в объеме 650 кубометров в секунду (как и в этом году на основе двухстороннего договора с Казахстаном).

Еще одним вопросом, который решили обсудить депутаты, стал вопрос о «монстре» — «Кыргызжилкоммунсоюзе». По словам некоторых депутатов, этот «монстр» — обычное коррупционное звено с бюджетом в 12 млрд сомов.

Министр энергетики пообещал изучить этот вопрос. Не легко будет реформировать данное предприятие, поэтому время на изучение может занять до следующего министра.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба