Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

И мусор бывает арт-объектом

Дата: 14 января 2011 в 03:20

pУ каждого времени — свои законы. И вот в XXI веке картинные галереи выходят на улицы, а заброшенный завод превращается в выставочный залhellip; laquo;Это общемировая тенденция, — говорит Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства. — Мы очеловечиваем среду, в которой живём. А значит, искусство неминуемо выплёскивается на улицыraquo;./ppВ новом веке искусство и красота оказались разделены функционально./p Нижегородская традиция p — С 2000 по 2006 годы вы руководили программой laquo;Культурная столица Поволжьяraquo;. Насколько удалось её реализовать и почему laquo;столицаraquo; была приостановлена?/pp — Мы реализовали программу примерно наполовину. Во-первых, потому, что она оказалась конечной, хотя сама её модель — бесконечная: культурных столиц может быть множество. С другой стороны, культурная столица всегда должна иметь трёх равных партнёров: активную общественность, деятелей культуры и, конечно, власть. В своё время последняя из этого процесса выпалаhellip;/pp — Но позитивный опыт программы активно культивируется другими городами?/pp — Очень многие механизмы laquo;Культурной столицы Поволжьяraquo; восприняли регионы, сотрудничавшие с программой. Пермь до сих пор проводит конкурс городов Пермского края laquo;Пермский край — территория пермской культурыraquo;. Это очень активная, серьёзная деятельность по их развитию. В Чебоксарах, Ульяновске опираются на этот же опыт, причём весьма успешно./pp — Согласны ли вы с утверждением культуролога Глеба Фирсова, что государство будет всё меньше вкладываться в культуру?/pp — Всё зависит от модели культурной политики. Государство может поощрять развитие негосударственных фондов, которые будут финансировать культурные проекты по более справедливой схеме. Либо оно само будет выделять и контролировать расходование средств — через уполномоченные экспертные институты. В странах с большой демократической традицией сама система распределения денег устроена таким образом, что очень часто к ней привлекают деятелей культуры (система экспертного отбора в государственных коллекциях Франции; советы художников в Швеции, кадровый состав которых постоянно обновляется)./pp — Какая ситуация сложилась в России, в Нижнем?/pp — У нас власть относится к учреждениям культуры как к подведомственным. Хотя культурное пространство нужно рассматривать в целом, видеть его сущность, а не институциональные разграничения. Пока мы не объединимся, позитивной картины, очевидно, не будет./p Как в Нью-Йорке p — Насколько сейчас активна культурная среда в Нижнем Новгороде?/pp — Достаточно активна. В плане высокой культуры есть запрос от молодёжи, масса инициатив. Это поколение неразобщённое: художники связаны с поэтами, поэты — с музыкантами. К сожалению, подобного единства нет в академической, фундаментальной культуре — среднего и старшего возраста. Там каждый сам по себе. Это, на мой взгляд, самая большая беда для Нижнего./pp — Кого из культурной молодёжи вы бы выделили?/pp — Литературное объединение laquo;Массолитraquo;. Его участники занимаются многими вещами сразу и делают это результативно. Они не замыкаются только в литературной сфере, а выходят в общественное пространство. Мне очень нравится традиция общественных слушаний laquo;ПечаКучаraquo;. Она не самоценна, но эффективна как механизм продвижения. Нехватка живых общественных разговоров, глаза в глаза, — это проблема. И laquo;Массолитraquo; её успешно решает./pp — Ваше отношение к использованию художественного пространства нашего города?/pp — Хотелось бы, чтобы у нас были специальные институты, которые планомерно занимались бы художественным освоением Нижнего Новгорода. В мэрии Нью-Йорка, США есть специальные консультанты по вопросам искусства в городской среде; в Австрии — специальные отделы при муниципалитетах. Нам нужна профессиональная работа, основанная на хорошем знании города, изучении его проблем, планировки, болевых и, наоборот, привлекательных мест. /ppЭто связано с процессами строительства, девелопмента, планировки общественных пространств и т.д. И я пока не вижу, чтобы у нас специально занимались общественными пространствами. Наверное, это дело будущего, очень на это надеюсь./p Переработка улиц p — Относительно новое явление в современной культуре — street art, уличное искусство. Очень неоднозначное, нужно сказатьhellip;/pp — В Нижнем Новгороде можно выделить два противоположных явления. Первое связано с протестной молодёжной энергией: теги, надписи, которые часто уродуют город. С этой аудиторией никоим образом нельзя бороться репрессиями. С ними надо разговаривать, устанавливать контакт и конвертировать их энергию в мирные цели. Второе явление — позитивное: группы достаточно зрелых и весьма образованных молодых людей, которые работают с городской средой неформально, но уже по законам искусства. Они готовы воспринимать свои надписи не как протест или хулиганство; готовы идти на контакт с властью, обсуждать то, что они делают, и даже выходить в выставочные залы. И это здорово./pp — В августе 2010 года в Ульяновске проходила необычная выставка: на территории аэропорта. У нас это возможно?/pp — В Нижний Новгород несколько раз приезжал французский художник Ксавье Жийо. Он планирует провести творческий семинар для художников, архитекторов на нашей Стрелке. Сейчас он улаживает вопросы с руководством порта, города и области, и, когда дадут laquo;доброraquo;, Стрелка станет объектом public art-воздействия./pp — Промзона становится арт-объектомhellip;/pp — Всё в жизни может быть отправным материалом для художника. В городе Афины на всех мусорных баках написано слово laquo;метафораraquo;, что по-гречески значит laquo;переработкаraquo;. Это очень напоминает известную строчку из Анны Ахматовой laquo;Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыдаraquo;. Создавая объекты public art, художник помогает прохожему приобщиться к искусству. Поэтому его метафора должна быть максимально прозрачнойhellip;/p Кстати pПо мнению Анны Гор, грамотными зрителями искусства может быть максимум 4% населения. У нас пока гораздо меньше. /ppПричин неприятия нового — всего две: страх и лень. /pp — Наша проблема в том, что в стране в течение 70 лет был laquo;железный занавесraquo;, — говорит искусствовед. — Мировое искусство развивалось поступательно, и в 90-е мы увидели только его итог. За это время искусство и красота разделились функционально. Красивое стало теперь сферой прикладной — дизайн, мода. Искусство же взяло на себя более сложную роль: наталкивать на размышления, говорить о вещах неудобных, острых, порой табуированных. Вот почему нам так трудно его, новое, принять: мы привыкли к искусству большому, красивому, светлому./p

По сообщению сайта Аргументы и Факты