Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Николай Сутягин: забытый ас

Дата: 14 января 2011 в 12:40

pnbsp;Звание Героя он получил в 1997 году laquo;за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техникиraquo;. /ppМы очень признательны Александру Григорьевичу за приоткрытую неизвестную страницу истории. /pphellip;Фамилия этого аса, сбившего более двух десятков американских реактивных самолётов, не известна большинству соотечественников. Ему, Герою Советского Союза, не установлен памятник в селе, где он родился. Его имени нет на стеле площади Героев в Московском районе нашего города. Между тем Николай Васильевич Сутягин — первый ас laquo;реактивной войныraquo;. /plaquo;Голос был божественныйraquo; p — Каким был Сутягин? Рослый, стройный, круглолицый, веснушчатый, — вспоминал его однополчанин Борис Иванов. — Тогда никто не предполагал, что он будет первым асом laquo;реактивнойraquo; войны, реактивных самолётов просто-напросто не было. Но в беседах между собой мы его иначе как ас не называли. Почему, спросите? Мы не воевали, но со дня на день ожидали нападения японцев, а потому боевая подготовка кипела. Сутягину не было равных в технике пилотирования, при боевом применении у него самый высокий результат попадания, по воздушным целям бил без промаха. Любое серьёзное дело в 5-м авиационном начиналось с его имени. Он входил в когорту лётчиков, готовых взяться за самое сложное задание. /ppПомню, поступили в 1944-м новые самолёты Як-9. Начала создаваться группа для освоения laquo;Яковraquo;, первый в списке — Сутягин. Первым он вылетел на дежурство на приграничный аэродром, где устраивались своеобразные засады. /ppНиколай хорошо пел. Голос был божественный. Не дурак был выпить, но не пьянел, сказывалось богатырское здоровье. /ppВ августе 1945 года лётчики полка вели разведку, занимались штурмовкой, вели обстрел отступающих колонн японцев. Встретиться в воздухе с противником Николаю не удалось: превосходство советской авиации было подавляющим. За участие в боевых действиях против японских милитаристов командир звена лейтенант Сутягин был награждён орденом Красной Звезды. /ppВ 1946 году Николай Васильевич прошёл курсы повышения квалификации и получил назначение в 17-й ИАП. Сначала летал на американском истребителе Р-63 laquo;Кингкобраraquo;, а затем успешно освоил новейший реактивный истребитель МиГ-15. br /laquo;Китайскийraquo; доброволец /ppВ марте 1951 года в штаб соединения поступил приказ срочно разобрать самолёты и уложить их по частям в ящики. Через месяц авиационный полк Сутягина отправили по железной дороге в командировку в Китай. Советских лётчиков встретил аэродром Мукден. Предстояли бои с американскими пилотами. В Москве приняли решение — до овладения китайскими и корейскими лётчиками самолётами МиГ-15 задачи по прикрытию важнейших объектов возложить на советских лётчиков. /pp — Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались, — писал позже Николай Сутягин. — Уж очень непривычно выглядели в синих хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным laquo;блиномraquo;-козырьком и туфлях вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких. /ppНа наших машинах — опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был laquo;секрет полишинеляraquo;: ещё не прибыли первые контейнеры с laquo;МиГамиraquo;, а командование США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за первый сбитый советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов. /p Но это было ещё не всё! pВскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! — продолжал Сутягин. — Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном боюhellip; Командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегкоhellip; Вскоре наши мучения кончились. После того как один из наших laquo;МиГовraquo; был повреждён в бою, командование отменило этот приказ, и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением недозволенных выражений. /p Счёт победам открыт p14 июня 1951 года Николай Сутягин совершил первый боевой вылет, а 19 июня открыл счёт воздушным победам. br / В боях Сутягин действовал дерзко: атаковал противника молниеносно, захватывал инициативу, маневрировал на больших скоростях и с большими перегрузками, действовал расчётливо, открывал огонь с коротких дистанций. Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда laquo;тёкraquo; металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом. /ppС 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года Николай Сутягин произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, сбил 21 самолёт лично и ещё два — в группе. Американские исследователи лучшим laquo;реактивным асомraquo; Корейской войны считают капитана Джеймса Джабара, на счету которого 15 воздушных побед. Но это звание по праву принадлежит советскому лётчику-истребителю Николаю Васильевичу Сутягину! На его личном счету 15 Ф-86 laquo;Сейбрraquo;, 2 Ф-80 laquo;Шутинг Старraquo;, 2 Ф-84 laquo;Тандержетraquo; и 2 laquo;Глостер-Метеорraquo;. Сам пилот ни разу не был сбит или ранен. /p После войны pПо возвращению в СССР в 1952 году лётчик поступил в Военно-воздушную академию, которую закончил в 1956 году. Позже учил новое поколение лётчиков в Ейском, затем Качинском авиационных училищах. По окончании в 1964 году Военной академии Генерального штаба генерал-майор Н.В.Сутягин возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков. В 1970 году Сутягин был направлен во Вьетнам военным советником, а затем был назначен заместителем командующего 16-й воздушной армии в Группе советских войск в Германии. /ppНиколай Васильевич уволился в запас в 1978 году. Жил в Киеве. Умер 12 октября 1986 года./ppНаграды Н.В.Сутягина: орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, три ордена Красной Звезды, орден laquo;За службу Родине в ВС СССРraquo; 3-й степени, медали. br /nbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты