Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ВВП объявили войну

Дата: 14 января 2011 в 13:50 Категория: Происшествия

ВВП объявили войну

Предвыборный бюджет перераспределен в пользу наименее эффективных трат. Расходы бюджета на силовые ведомства и социальную сферу замедляют темп роста ВВП, предупреждают экономисты Сбербанка.

Вложение средств бюджета в статьи «национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды», максимально стимулируют рост ВВП, заявили эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка в докладе «Эффективность госрасходов в России».

Рост госрасходов на эти статьи на 1% ВВП приводит к увеличению темпов роста экономики на 0,55%. Это примерно в два раза выше, чем по статьям «социальная сфера и культура» (аналогичное увеличение дает рост ВВП на 0,21%) и «национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность» (0,29%). Расходы на общегосударственные вопросы отрицательно влияют на рост экономики (увеличение на 1% ВВП дает сокращение темпов роста на 0,76%). «Подобный эффект может объясняться тем, что государственный сектор оттягивает на себя ресурсы, которые могут быть задействованы в других сферах экономики», – объясняют авторы.

С 2005 года по 2009 год вложения в «национальную экономику, ЖКХ и окружающую среду» выросли на 4% ВВП, что стимулировало рост ВВП в среднем в год на 0,54%.

Увеличение расходов на культуру и социальную сферу способствовало росту ВВП в среднем в год на 0,22%. Расходы на оборону и правоохранительную деятельность в то же время стимулировали рост ВВП всего на 0,06%, расходы на общегосударственные вопросы на столько же сокращали.

В кризисный 2009 год влияние госрасходов на ВВП было более заметным. Их общее увеличение на 6,9% ВВП не допустило падения физического объема ВВП на 0,9 -1,8%. Основной положительный вклад также внесли «национальная экономика, ЖКХ и окружающая среда» (0,8%). Важную роль сыграло увеличение расходов на культуру и социальную сферу (0,73%). «Эффект от фискальных мер оказывается больше в случае, когда агенты ограничены в ликвидности», – объясняют эксперты ЦМИ.

После масштабных антикризисных мер бюджет переориентирован на сокращение расходов. Это уже повлияло на ВВП. «Отрицательный вклад в темпы прироста ВВП (в конце 2010-начале 2011 года) от снижения расходов расширенного бюджета в первые три квартала 2010 года составляет 0,3-1,3%», – говорится в исследовании.

В бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов общее сокращение расходов запланировано с 22,7% ВВП в 2010 году до 19,7% ВВП в 2013 году. Под сокращение расходов попали именно эффективные статьи. «Планируемая бюджетная консолидация принимает форму повышения налогов и сокращения расходов федерального бюджета по таким статьям бюджета как «национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды» (с 4,1% ВВП в 2010 году до 2,8% ВВП в 2013 году)», – отмечает исследование.

Расходы на военных в процессе подготовки бюджета, напротив, увеличивались. Сначала говорилось, что расходы на оборону в 2011 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,1% до 1,521 трлн рублей. Затем министр финансов Алексей Кудрин заявил о сумме 1,953 трлн рублей, что составляет 19% всех расходов федерального бюджета. В 2012-м расходы планируются на 1,661 трлн, в 2013-м – на 2,102 трлн рублей.

«Переориентация госрасходов в размере 1% ВВП из статьи «экономика» в статью «силовые ведомства» снизит темпы экономического роста на 0,26%», – предупреждают эксперты ЦМИ.

Хуже этого может быть только перераспределение денег в пользу социальной сферы. Здесь каждый 1% ВВП из статьи «экономика» сократит темп прироста на ВВП на 0,35%. «Большинство социальных обязательств бюджета, в том числе взятых на себя государством во время кризиса, носит обязательный характер и не может быть сокращено в ближайшее время, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов 2011-2012 годов», – напоминает ЦМИ Сбербанка. На фоне сокращения других статей, это можно считать перераспределением.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», согласны с такими выводами. «Логично ожидать, что расходы на стратегические инвестиции должны в наибольшей степени поддерживать рост ВВП, хотя результат проявится в среднесрочной перспективе», – говорит заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая. Но нужно смотреть на выбор инвестиционных целей и качество реализуемых проектов, предупреждает она.

«Стоимость многих инфраструктурных проектов, осуществлявшихся на бюджетные средства, завышена в разы по сравнению с мировыми аналогами, – считает экономист. – В этом случае формально способствующие экономическому росту госинвестиции не дадут ожидаемого эффекта».

По ее мнению, рост социальных расходов в 2011-12 годах мотивирован приближающимися выборами. «Вряд ли это можно считать целесообразным, – считает она. – Краткосрочно социальные расходы могут поддержать рост экономики за счет увеличения потребительских расходов». Но Ольга Беленькая напоминает о неустойчивости такого роста: «он не способствует повышению производительности и эффективности экономики».

«Расходы на обороноспособность страны не станут тормозом экономического роста», – оптимистичен начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. Он надеется на приватизацию оборонных предприятий. «Собственник должен стать более эффективным, что уменьшит долю расходов из бюджета на данные статьи. Если ВВП будет продолжать двигаться темпами 2010-го года (3,8%), то частичная передача ряда госактивов в частные руки может привести к дальнейшему росту», – надеется экономист.

По сообщению сайта Газета.ru