Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сага о торговле

Дата: 14 января 2011 в 15:10 Категория: Новости экономики

Сага  о торговле

История розничной торговли независимого Казахстана фактически берет  свое начало с 1992 года, когда в стране началась массовая приватизация. Чаще всего коллективы магазинов сами выкупали бизнес, тем более  что только что  принятый Закон «О приватизации и разгосударствлении»  подразумевал в этом случае определенные льготы. Но далеко не всегда директорам приватизированных  магазинов, привыкших  работать в плановом режиме советской  торговли, удавалось  удержать их на плаву. И тогда на помощь пришло первое поколение  казахстанских предпринимателей, освоивших начальные  премудрости торговли на рынках
Пионерская  зорька

Народившиеся  как класс бизнесмены имели к  тому времени в управлении несколько  точек на продовольственном рынке  или мелкооптовый бизнес. У них  уже были какие-никакие, но деньги, намерение  расширять бизнес, а иногда даже проскакивало желание выглядеть  цивилизованно. Выкуп у коллективов  торговых площадей позволял перейти  от «комков» к более прогрессивной  форме торговли – мини-маркетам – маленьким магазинчикам с большим ассортиментом товаров, в основном импортных. Назывались они тогда, конечно, гордо – супермаркеты. Были курьезы, когда даже это слово писалось с грамматическими ошибками, но в целом суть от этого не менялась. Существенным конкурентным преимуществом стала и круглосуточная торговля. Для получения разрешения приходилось обивать пороги местного начальства, «кормить» стражей порядка, нанимать охранников, но дело того стоило. Светящиеся вывески «24 часа» стали очередной приметой времени. Главное, что непривычно большой ассортимент алкоголя и сопутствующих товаров удовлетворял спрос широких слоев – от простых работяг, желавших выпить бутылочку после смены, до представителей «новой элиты», направлявшихся к даме с коньяком «Наполеон», ликером «Амаретто» и шоколадными конфетами от неизвестного производителя.

Большие универсамы и крупные гастрономы, к тому времени  тоже ставшие частной собственностью, также старались не отставать  от общей волны. Правда, здесь происходило  больше пробуксовок из-за тяжеловесности самих объектов. В той же Алма-Ате  новоиспеченные владельцы первой волны  таких хорошо известных в советское  время магазинов, как «Юбилейный», «Столичный», «Россия», «Тянь-Шань», «Универсам», и многих других буквально разрывались  от соблазнов максимально использовать имеющиеся площади под филиал барахолок и мелкооптовых рынков и офисов в придачу. В обиход вошел термин «Торговый дом». Большую часть их названий сейчас уже многие затрудняются вспомнить, хотя в те годы на слуху были такие громкие названия магазинов, как «ТД Ансат», «ТД Прага», «ТД Алем», «ТД Замангер», и им подобных, куда ходить было вроде как модно и даже в чем-то престижно (демонстрировался уровень доходов). Ну, а сами эти торговые дома народная молва довольно недвусмысленно связывала с некоторыми высокопоставленными чиновниками тех лет и в зависимости от карьерных перемещений предполагаемого владельца предсказывала дальнейшую судьбу самих торговых точек. Любопытно, но чаще всего подобные предсказания сбывались практически со стопроцентной вероятностью. И, соответственно, на смену одним хозяевам приходили другие, затем третьи, что, безусловно, мало способствовало профессиональному росту магазинов с точки зрения торговой привлекательности, качества обслуживания, ассортимента и прочих необходимых атрибутов успешного бизнеса. Можно даже сказать, что большинство крупных торговых точек того периода были как бы с врожденным дефектом, не дающим возможности для полноценной эволюции. Тем более что магазины тех лет отличались от базаров лишь меньшей толчеей, которая с лихвой компенсировалась большей торговой накруткой «за комфорт». Ну, а ситуация в областных центрах и городах меньших размеров, нежели тогдашняя столица, была еще более архаичной, за исключением, пожалуй, Талды-Кургана, где к середине 90-х годов появилась первая торговая сеть, созданная под эгидой фирмы «Сателлик», потихоньку подобравшая под себя практически все мало-мальски значимые торговые площади города. Хорошо это или плохо с точки зрения здоровой конкуренции, безусловно, вопрос отдельный, но сейчас речь идет о другом, а именно о размахе торговой деятельности и пространственном бизнес-мышлении.

Тут стоит заметить, что, например, в сопредельной России понятие торговых сетей появилось  несколько раньше и окончательно закрепилось к 1994 году с возникновением сети супермаркетов «Седьмой континент». Затем возникли многопрофильные  и широко разветвленные по всей стране «Магнит», «Старик Хоттабыч», в общем, казалось, появлялись примеры для успешного подражания, однако в нашей стране процесс затянулся еще на несколько лет.  

Раскинулись сети широко

Кризис 1998 года, как это ни парадоксально будет  звучать, одним махом расставил  все точки над i, убрал с рынка застоявшихся игроков и создал почву для усиленного развития и роста конкуренции. И уже в конце 1999 года на рынке южной столицы появились первые торговые точки филиального плана (то есть имеющие идентичные магазины в разных районах города) – «Скиф-Сауда», «Ардагер», «Керемет», «Смат», похожий по названию «Смак» и, наконец, небольшие магазинчики с до сей поры неведомым названием «Cash & Carry». Вообще, если быть строгими, то в мировой практике термин «Cash & Carry» означает мелкооптовый формат торговли, но никак не имя собственное. Однако, очевидно, продвинутым владельцам, а им являлся холдинг «Бутя», диковинное словосочетание понравилось и через несколько месяцев прочно закрепилось в языковом обороте горожан. Ну и, безусловно, крупным событием стал приход на казахстанский рынок известной турецкой фирмы «Коч Холдинг», а точнее, ее подразделений «Ram» и «Migros», с торговой маркой «Рамстор». Несмотря на то что участие казахстанской стороны в созданном СП «РамБутя» было скорее номинальным, важность события нельзя было переоценить в другом – впервые на авансцене розничной торговли появился персонаж с опытом работы в нескольких странах мира, четким пониманием задач и обладающий знаниями в таких пока малоосвоенных областях, как маркетинг, менеджмент, логистика, мерчендайзинг. Немаловажным нюансом являлось и наличие у СП своих, а не арендованных и уж тем более не субарендованных торговых площадей, о чем мало задумывались в те годы многие другие сетевики (об этом, впрочем, мы поговорим более подробно чуть позже).

Здесь стоит  оговориться, что турецкий холдинг  в принципе не являлся первопроходцем со стороны иностранного капитала, ведь к тому времени в республике уже работали казахстанско-германское СП «Интерфуд», возглавляемое Шолпан Кулмахановой, и другая фирма с германским участием «Mercur Hendel». Однако в первом случае единственный на тот момент магазин «Интерфуд» позиционировал себя как маркет для людей с достатком выше среднего, а «Mercur», несмотря на весь европейский подход, довольно быстро покинул игровое поле розничной торговли страны. Что же касается турок, то в первую очередь важен был подход в качестве «магазина для всей семьи» вне зависимости от ее социального положения и строгое следование международным стандартам супермаркетов в виде достаточного количества торговых площадей, персонала, парковочных мест для автотранспорта и прочих немаловажных составляющих. Кстати, по мнению специалистов, если бы иностранные компании вошли на казахстанский рынок пораньше, то, скорее всего, смогли бы без проблем захватить его, как это произошло в Польше, Чехии, Венгрии. Зарубежные операторы пришли туда в начале 1990-х годов, подавили местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение. Но в нашей стране иностранцев сильно напугал российский кризис 1998 года, когда многие западные компании даже вывели свои представительства в соседние, как им казалось, более благополучные страны. Благодаря этому у наших сетевых операторов появился шанс окрепнуть и набраться опыта.

Короче говоря, шлюзы были отворены полностью, и  буквально в течение полутора лет сначала Алматы, а затем  и остальные крупные города стали  массированно украшаться вывесками  торговых точек сетевого формата, или, как стало принято говорить, ритейлерами. Параллельно с процессом естественного отбора, происходящего как в виде здоровой конкуренции, так и политических моментов (Восток, как известно, дело тонкое), происходил настоящий бум розничной торговли с появлением все новых и новых участников. C 2002-2003 годов стали широко известны такие компании, как «Inter Gros», «SM-market», «Silk Way City», «Умит», в течение нескольких последующих лет активно развивавшие свой бизнес. Самым популярным форматом стал дискаунтер – магазин, базирующийся на пяти выгодах для покупателя: поддержание низких цен, удобное расположение универсамов, оптимальный ассортимент товаров, гарантии качества продукции, качественное и профессиональное обслуживание покупателей. Ассортимент дискаунтера небольшой (1500–3000 наименований), площадь до 1000 квадратных метров, при этом почти весь товар выставляется в торговом зале, тем самым достигается экономия на складских площадях. То есть минимум удобств и внешнего лоска, но зато максимум пользы для кошелька потребителя.

К слову, в казахстанских  реалиях все критерии немного  размыты, и тот же Gros поначалу также считался дискаунтером, хотя ассортимент товара у него был несколько выше стандартной планки. С другой стороны, началась иная опасная для бизнеса тенденция расширения не вглубь, а вширь (с точки зрения географии), без продуманной маркетинговой политики. То есть, грубо говоря, без расчета того, а будет ли кому все это покупать?

Согласно статистическим данным, к 2004 году только в одном  Алматы насчитывалось 103 магазина розничной  торговли площадью более 30 квадратных метров. Если взглянуть на ситуацию по стране в целом, то как тогда, так и сейчас большая часть магазинов современных форматов сконцентрирована в Алматы и Астане. На Алматы приходится около 37%, у Астаны – 5,6%. Робкое проникновение розничных сетей в регионы началось только с 2004 года, с момента, когда хоть чуть-чуть выросли доходы жителей провинции. Безусловно, тогдашний рост ВВП, благоприятная нефтяная конъюнктура и целый ряд других сопутствующих факторов положительно сказались на кошельках граждан. Действительно, покупать стали охотнее и больше. По данным Агентства по статистике РК, объем розничного товарооборота в республике вырос в 2003 году по сравнению с 2002-м сразу на 15 процентов и составил 928,4 млрд тенге, или 8,41 млрд долларов США. Аналогичные показатели продемонстрировал и 2004 год, что сподвигло некоторых аналитиков говорить о фантастической перспективности казахстанского рынка и его небывалых возможностях.

Окрыленные первыми  успехами отечественные бизнесмены без всякой оглядки на завтрашний день и состояние экономики страны в целом продолжали политику безудержного клонирования, и вместе с этим в  Казахстан началась экспансия торговых сетей соседних государств, и в  первую очередь России. Немаловажный момент: к тому времени у соседей  началась волна закрытий, слияний  и поглощений, почему-то абсолютно  оставленная без внимания многими  местными наблюдателями и прогнозистами  рынков.

Одним словом, факт остается фактом: посчитав казахстанский  рынок крайне перспективным, в страну пришли сразу несколько крупных  российских сетей – сначала «Пятерочка», чуть позже «7»Я», «Копеечка» с новым  товарным знаком «Оптима» и, наконец, несколько запоздавшие «Вестер Гипер» и «Дикси». Поговаривали также о грядущем приходе «Перекрестка» и «Гроссмаркета». С первым не получилось, потому что как раз в тот период началось уже упомянутое выше слияние с «Пятерочкой», а вторая сеть, насчитывающая, между прочим, 130 магазинов по всем крупным городам РФ, попросту попала в дефолт, и о экспансии в Казахстан уже не могло быть и речи. Да и по большому счету (особенно в отношении «Пятерочки») речь шла исключительно о банальном франчайзинге, так как правами на использование их товарного знака владела казахстанская компания «Дала-Инвест». Так что по большому счету, как теперь говорят эксперты, это был политический шаг – местным властям нравилось косвенное подтверждение благоприятного инвестиционного климата, гостям – укрепление своих PR-позиций с лозунгом «Теперь и в Казахстане!». Однако с точки зрения экономических реалий все оказалось гораздо более скептично.

Холодный  душ

Для начала покупателям  не понравился довольно скудный ассортимент. Все-таки уже было с чем сравнивать, и российские бренды явно проигрывали  по количеству предлагаемого товара уже сформировавшимся на рынке конкурентам. Изначальное позиционирование как  «Магазин для дома», где полагалось покупать лишь продукты ежедневной, первой необходимости также оказалось  малорентабельным в условиях существования  мелких розничных торговых точек, более  привычных жителям окрестных жилых кварталов. К тому же цены в сетях оказались далеко не идеальными, а отсутствие квалифицированного персонала (еще один неверный шаг к удешевлению процесса) играло далеко не лучшую роль с точки зрения психологического выбора, в какой магазин пойти. Так что помимо внешних объективных факторов – снижения покупательской способности в период очередного кризиса, увеличения арендной платы и стоимости коммунальных услуг, обесценивания активов «материнских» компаний – произошло и банальное «голосование», а точнее, «неголосование рублем» со стороны покупателей. Дополнительно ко всем этим проблемам добавились и серьезные проблемы с поставщиками. Если в той же России многие конфликты разгорались по вине самих крупных поставщиков, требовавших монополизировать исключительно их продукцию, как это было, например, в случае с одним известным производителем колбасных изделий, в результате чего несколько сетей вообще объявили бойкот их колбасе и сосискам, то в Казахстан все происходило с точностью до наоборот. Появилось такое понятие, как «плата за вход», или «входной бонус», которая в первую очередь распространялась на отечественных производителей. Одним из первых об этом заговорило Агентство по защите конкуренции в лице своего председателя Жаната Кожахметова:

– По результатам  проведенного анализа рынка розничной  реализации продовольственных товаров  АЗК установлены факты недобросовестной конкуренции со стороны отдельных  крупных супермаркетов. Нарушения  выражаются во включении в договора поставки продукции условий, по которым  отдельным ритейлерам предоставляются лучшие условия – цены поставки, отсрочка платежа, отдельные выплаты (плата за вход, за полку), а также участие в проведении рекламных акций. При этом договора являются типовыми, в связи с чем такие условия выставляются для большинства дистрибьюторов. По словам поставщиков, брать местную продукцию на реализацию отказываются в основном иностранные сети, и поставщики вынуждены платить им дополнительно так называемые входные бонусы…

За магазины попытался было защититься президент  Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев, утверждавший, что это личное дело самих торговцев. Особого успеха в своей апологетике он не имел, но зато в пылу дискуссий высветил другую проблему – странное совпадение цен на продукцию отечественных производителей с импортными аналогами, в себестоимость которых неминуемо должны быть заложены транспортные и таможенные расходы. Последовавшее разбирательство выявило как дополнительные торговые наценки (зачастую составлявшие 30 процентов), так и дифференцированный подход некоторых производителей к разным ритейлерам. Все это вкупе позволило говорить о ценовом сговоре, и в итоге последовало несколько грозных предписаний с требованием устранить выявленные недостатки, что опять-таки мало способствовало популярности попавших в «черный список» торговых точек среди потенциальных покупателей (это касалось как крупных сетевых компаний, и в первую очередь «Гроса», так и фирм с одиночными магазинами, типа фирмы «Таймас ЛТД» владеющих универмагом «Ресей», или ТОО «Универсам-100»). Тут можно добавить, что именно непрозрачность рынка в середине 2000-х годов отпугнула от прихода в Казахстан французскую сеть «Ашан», публично заявившую именно об этом факторе как основной своей причине нежелания поработать в нашей стране. Тогда на них просто махнули рукой, мол, свято место пусто не бывает. Но, как показала практика, проблема внутрирыночных взаимоотношений оказалась настолько болезненно запущенной, что без вмешательства государства было уже не обойтись. Вопрос был вынесен на обсуждение правительства. В качестве одной из таких мер предлагается дополнить законодательство о торговле нормами, регулирующими деятельность посредников на рынке продовольствия и доступ производителей в розничную сеть. Кроме того, по мнению инициаторов поправок, необходимо определить наличие и потребности в инфраструктуре продовольственного и плодоовощного рынков, в том числе овощехранилищ, теплиц. Окончательного решения еще не принято, но ожидается, что к этому вопросу правительство вернется в конце октября – начале ноября текущего года.

Но вернемся к хронологии событий. Как, наверное, успели заметить многие наши сограждане, российская торговая экспансия закончилась  так же неожиданно, как в принципе и началась. Параллельно с требованием  финансовой помощи от государства у  себя на родине «Пятерочка» и «7′Я» покинули казахстанский рынок с  минимальным временным отрывом, оставив лишь довольно туманные объяснения типа таких пресс-релизов: «Решение о завершении деятельности торговой сети «7′Я» было принято управляющей  компанией на основании неблагоприятных  для формата сети экономических  факторов, вызванных продолжающимся мировым финансовым кризисом. Торговая сеть «7′Я» предлагает продукцию в  основном от отечественного производителя, на котором финансовый кризис отразился  наиболее серьезно из-за нехватки оборотных  средств и роста цен на сырье. Непрекращающиеся сбои в поставках, резкие изменения условий оплаты со стороны поставщиков, одномоментная  девальвация тенге и повышение  цен на ассортиментную продукцию, снижение покупательской способности лишили данный формат сети в период кризиса  шанса на выживание…»

Согласитесь, звучит несколько неубедительно, ведь в  таких, прямо скажем, нечеловеческих условиях под угрозой оказались  бы абсолютно все ретейлеры, а не конкретно взятые бренды, и на грань выживания были бы, безусловно, поставлены те же «Рамсторы», отнюдь не дешевые «Дастарханы» и, наоборот, крупные дискаунтеры последнего поколения типа алматинского гипермаркета «Магнум». Однако ничего подобного с ними вроде пока не происходит. Среди отечественных сетевиков неприятности постигли лишь сеть «Грос» (в основном из-за чрезмерной раздутости количества торговых точек, отсутствия собственных, а не арендованных торговых площадей и накопившихся противоречий с крупным дистрибьютором «Green House»), а также недавно помпезно открытую и с еще большим скандалом закрывающуюся сеть «Арзан», принадлежащую «Раимбек Групп». И если с «Гросом», у которого вдобавок были арестованы все счета, ситуация может немного выровняться после покупки его активов компанией «SM-market» , намеренной провести ребрендинг и резкое сокращение количества торговых точек, то с «Арзанами», а точнее, с их многомиллионными долгами поставщикам и персоналу скандал, похоже, будет бушевать еще довольно долго. Да и последняя ситуация с самим «SM-market», а точнее, с загадочным исчезновением владельца компании и учредителя Эдгара Салдузи и непоследовательной политикой финансовой полиции РК, то заявляющей о серьезных претензиях к этой бизнес-структуре, то снимающей свои обвинения, не позволяют что-либо утверждать однозначно.

Ясно одно –  молодой казахстанский рынок  розничной торговли находится еще  в стадии развития и окончательно не сформирован. И дополнительным тому свидетельством являются приходы в  республику фигур-тяжеловесов типа компании «Metro», входящей в первую десятку мировых ретейлеров оптово-розничной сферы. А значит, впереди вполне возможен очередной передел рынка с избавлением от уставших от жесткой конкуренции или не поспевающих за реалиями времени участников, чьи имена до сих пор на слуху. Называются даже возможные кандидаты «на вылет», однако непроверенными слухами мы, естественно, пользоваться не будем. Пока же, по словам аналитиков, действующие на рынке компании-ретейлеры уже начали спешно пересматривать свои инвестиционные планы. В первую очередь были заморожены долгосрочные проекты и сокращены программы капитальных расходов, что обусловлено значительными долговыми обязательствами. Если раньше торговые сети широко пользовались практикой рефинансирования долгов и имели значительную дебиторскую задолженность поставщикам, что позволяло постоянно пополнять оборотный капитал, то сейчас средства из оборотного капитала приходится изымать. И в конечном итоге все это приведет к некоторым изменениям как в структурах и схемах торговли, так и в количественно-качественных показателях самих торговых площадей. Ну, а выиграют ли от этого потребители, то есть в конечном итоге мы с вами, безусловно, покажет уже самое ближайшее время.

Источник: http://qazyna.kz/

Теги: история торговли, розничная торговля, советская торговля

По сообщению сайта AlmaNews