Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Причиной отставки муфтия Татарстана называют «компромиссы и покровительство салафитам»

Дата: 14 января 2011 в 16:20

Отставка Гусмана Исхакова с поста муфтия Республики Татарстан, произошедшая 13 января на II пленуме Духовного управления мусульман РТ, вызвала разную реакцию в мусульманском сообществе республики в зависимости от того, каких взглядов придерживаются носители традиционной и нетрадиционных для региона форм ислама.

Заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов считает, что главным требованием для мусульманского духовенства Татарстана является строгое следование уставу ДУМ РТ, в котором четко прописано следование традиционному для татар ханафитскому мазхабу. «Гусман Исхаков имел компромиссный характер, что в условиях дифференциации мусульман Татарстана на ханафитов и сторонников нетрадиционных для нашего региона форм ислама не шло на пользу умме республики», — отметил Валиулла Якупов. По его мнению, отставка Гусмана Исхакова должна стать сигналом для тех имамов, которые не соблюдают ханафитоцентристские требования устава ДУМ Татарстана.

Несмотря на то, что на вчерашней пресс-конференции теперь уже и.о. муфтия Татарстана Ильдус Фаизов заявил, что причиной ухода Гусмана Исхакова со своего поста является «состояние здоровья», реальные причины этого кадрового изменения, скорее всего, другие. Так считает экс-муфтий Татарстана (в составе ЦДУМ) директор Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман, который заявил ИА REGNUM, что «состояние здоровья, конечно, могло иметь место, но эта причина не самая главная». По его мнению, Гусман Исхаков покинул свой пост по причине «полного идеологического краха в плане сохранения традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба».

Фактически, как считает Фарид Салман, нурлатские события (имеется в виду спецоперация МВД и ОМОНа по ликвидации вооруженной банды боевиков в Нурлатском районе Татарстана 25 ноября 2010 года. — прим. ИА REGNUM) показали, что «политика неофициального покровительства проникновению нетрадиционных для татарского народа форм ислама, которую проводил Гусман Исхаков, дала свои плоды в виде нурлатского синдрома». «Я очень не завидую новому муфтию Татарстана, поскольку ему придется заниматься десалафитизацией мусульманской уммы республики, а это занятие будет сопровождаться нелегкими последствиями», — заявил Фарид Салман.

По мнению казанского теолога, десалафитизация мусульманской уммы Татарстана начнется, однако процесс этот будет медленным, поскольку такого резерва кадров для замены салафитов из числа имамов-мухтасибов и имамов мечетей в республике нет.

С последним утверждением согласен имам мечети «Зайнулла» (в казанском поселке Царицыно) Сулейман Зарипов: «Стратегическая проблема мусульман Татарстана — это дефицит кадров из числа традиционалистского духовенства». По его мнению, процесс подготовки ханафитских имамов на замену салафитам займет до двух лет.

На салафитских интернет-ресурсах и в социальных сетях также началось обсуждение последнего кадрового изменения в ДУМ Татарстана. «Мусульманам нужна свобода, я против того, что он ушел! — пишет на одном из форумов один из «братьев», — надеюсь, на нас не начнут давить после его ухода!». Одновременно уже прозвучала мысль, что мухтасибаты закамских регионов Татарстана, где, кстати, и произошли нурлатские события, могут «отколоться» от ДУМ РТ и создать свой самостоятельный муфтият. Впрочем, как отметил Фарид Салман, это только окончательно продемонстрирует их салафитский уклон, а государству «останется принять соответствующие меры».

Напомним, что в своем заявлении на пленуме и.о. муфтия Татарстана Ильдус Фаизов среди задач, стоящих перед мусульманской умой республики, назвал «сохранение вековых традиций ислама, которые на протяжении многих столетий бережно хранились нашим народом на фоне деятельности зарубежных миссионеров в разгульные девяностые» и «учитывая стремление многих зарубежных центров влияния накалить в России обстановку на почве национальных и религиозных противоречий, наши усилия должны быть направлены на недопущение любых форм проявления религиозного экстремизма и ксенофобских настроений».

По сообщению сайта REGNUM