Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Дракон в «Хырдаланском ГАИ», или новые танки, которых нет

Дата: 14 января 2011 в 18:20

В прошлогоднем докладе международной nbsp;неправительственной nbsp;организации Transparency International о восприятии коррупции в мире nbsp;Азербайджан занял 134-е место с показателем 2,4 балла, став вровень с Бангладешем, Гондурасом, Нигерией, Филиппиннами, Сьерра-Леоне, Того, Украинойnbsp; и Зимбабве. Это очень хорошо, так как с 2009 годаnbsp; наша страна стала лучше, ведь nbsp;годом раньше мы были на 143-мnbsp; месте. Для сравнения ndash; в этом году Армения на 123 месте, Узбекистан на 172-м.
nbsp;
В стране принимаются большие формальные усилия для предотвращения коррупции, благодаря которым Азербайджан поднялся с 143-е на 134 место.nbsp; Повсеместно внедряется тестовая, конкурсная система отбора кадров для работы в бюджетных организациях. В обновленных офисах министерств созданы комнаты для приема граждан, в которых чиновники принимают посетителей на виду других. В присутственных местах вывешиваются официальные тарифы за услуги и величина налогов, указом президента министерства и ведомства обязаны размещать на своих сайтах информацию о стоимости услуг и величине налогов.nbsp; Работники всех бюджетных организаций и пенсионеры получают пенсии и пособия посредством банкоматов, чтобы часть этих средств не оставалась в руках чиновников.nbsp;nbsp;
Под занавес года стало известноnbsp; о том, что региональное бюро по Европе и СНГ Программы развития ООН объявило о присуждении первого места создаваемой в Азербайджанеnbsp; пенсионно-страховой системе, и реформам, реализуемым в данной сфере.nbsp;nbsp;
Вы не поверите ndash; 13 января даже закрылиnbsp; канализационный люк на бакинском проспекте Зардаби, причем новая крышка люка теперь вровень с поверхностью асфальта!
nbsp;
Тем не менее, в nbsp;Азербайджане взятки вымогают все, кто имеет для этого минимальную возможность. Начиная от обычной справки в ЖЭКе и до участия в государственном тендере -nbsp; за все вымогаются поборы. Требуется много душевных сил, уверенности, нервов и правовой грамотности у граждан для того, чтобы избежать участи взяткодателя. nbsp;О коррупцииnbsp; в Азербайджане знают все, причем повсеместное наличие этого зла признается самим президентом, но лучше от этого нам не становится.
nbsp;
Казалось бы, если о проблеме всем известно, надо засучить рукава и выкорчевать самого крупного дракона. А сидит он в Республиканском управлении государственной дорожной полиции, что в поселке Хырдалан. Все азербайджанские автовладельцы, а их у нас чуть не четверть населения, этого дракона знают в лицо.
nbsp;
В последних числах уходящего года я вновь оказался в laquo;хырдаланском ГАИraquo;, как принято у нас называть. Обошел немалую территорию, и вначале приятно удивился. Исчез у входа на территорию злосчастный шлагбаум. О том, что у шлагбаума с водителей взимали по манату за проезд, писали многие наши журналисты, и вот, оказывается, польза СМИ ndash; шлагбаума нет.nbsp; Построен уютный туалет, причем развеселила надпись ndash; туалет пулсуздур, то есть бесплатный. Потом оказалось, что здесь это единственная бесплатная услуга, но пока я рад и полон оптимизма.
nbsp;
Невдалеко от туалета появилась нотариальная миниконтора, в которой можно тут же оформить доверенность на вождение автомобиля. Очень удобно, спасибо.
Дальше пойдет, извините,nbsp; laquo;сплошная чернухаraquo;. nbsp;Сначала сообщу, что в laquo;Хырдаланraquo; я приехал для снятия автомобиля с банковского учета, то есть кредит за машину мной заплачен полностью,nbsp; и я должен сообщить об этом дорожной полиции. Заодно хотелось оформить генеральную доверенность на владение машиной на мое имя, поэтому рядом со мной ходил нервный, сбежавший с работы прежний владелец.nbsp; Процедура снятия автомобиля сnbsp; учета кредитных авто несложная, полицейскиеnbsp; всего лишь вносят соответствующую информацию в компьютерный банк данных.nbsp; Тем не менее, государство взимает за эту услугу 15-манатную пошлину. Правильно делает, родному государству и шестнадцати nbsp;не жалко, и поэтому я, по указанию доброго майора из 105-й, кажется, комнаты, бегу в находящийся в этом же здании филиал laquo;Капиталбанкаraquo;, чтобы заплатить деньги и взять квитанцию. Этот документ об уплате госпошлины был единственный, который мне в тот день там выдали.nbsp;nbsp;
В первом же окошечке красивая девушка, заполнив мой бланк-заявление, потребовала 5 манатов. Выдал с радостью, она стоила больше.nbsp;
Антикоррупционной системы laquo;единое окноraquo; в Хырдаланском ГАИ не существует, по этой причине наличные деньги с меня nbsp;требовали в каждом кабинете, куда nbsp;посылали офицеры в предыдущей, взяв, конечно, laquo;своиraquo; 10 манатов. В трех nbsp;последующих комнатах офицеры дорожной полиции, принимая от меня заявление, требовали по десятке, даже не глядя на заявителя. Деньги падали в открытые ящики стола, как снег. Заявление пополнялось новыми подписями и штампами, меня посылали в следующую комнату, где снова надо было лезть в карман. В последней, под эффектным портретом президента, восседал майор полиции, требовавший в моем присутствии у понурого водителя целых 600 манатов. По всей видимости, владелец автомобиля пригнал машину из-за рубежа, потому что на его возражение laquo;раньше ведь было 300raquo;, майор laquo;аргументированноraquo; отвечал: laquo;А ты что думал? Мне еще надо проверить твою машину в Интерполе, а вдруг краденнаяraquo;?nbsp;nbsp;
Водитель справедливо испугался того, что автомобиль в умелых руках полицейских получит статус краденой, и выдал майору требуемую им сумму. Рядом с майором сидела его подчиненная ndash; девушка в гражданской одежде, с интересом слушая диалоги майора с взяткодателями.
nbsp;
У меня обитатель данной комнаты потребовал всего двадцать nbsp;манатов, несмотря на журналистское удостоверение, которое я молча положил ему на стол. Этот документ на его коллег, вымогавших с меня по десятке, также не производил никакого впечатления.
nbsp;
Читатель резонно может спросить: а что же ты ndash; такой правдолюб, давал взятки, почему не митинговал? Признаюсь, проявил трусость, слабость духа, непринципиальность, ведь мало того, что кругом усталые, издерганные люди, очередь — рядом со мной был бывший водитель автомобиля, в присутствии которого мне скандалить было стыдно. На этом и строится расчет полицейских психологовndash; людям неприятно требовать свои права, они не хотят отнимать время у стоящих в очереди, а взяточникам в погонах ни за что не стыдно.
nbsp;
Наконец, весь в мыле, я оформляю генеральную доверенность на свое имя, плачу в нотариальную контору законную госпошлину и подхожу к отделу ГАИ, в котором ставят на нотариальную доверенность печать о регистрации этого документа в полицейском банке данных. Без такой печати доверенность считается для гаишников недействительной, могут оштрафовать.
nbsp;
У дверей отдела толпятся понурые водители. Тихо беседуют, речь идет, конечно, nbsp;о популярной здесь теме ndash; в Грузии все законно, взяток не берут, за взятки там сажают. Открыто завидовать грузинам в последние годы среди азербайджанских водителей стало признаком хорошего тона. Рассказывают невероятное: в Тбилиси водительские права можно получить за 5 долларов госпошлины, у нас только за 900 манатную (в провинции 1200 AZN), взятку. В Грузии можно водитьnbsp; чужуюnbsp; машину без доверенности, у нас она нужна, там за автомобильный номер платят 15 долларов, у нас минимум 300 манат, и т.д.
nbsp;
А сколько платить надо по закону? Об этом ежедневно, надрывая голосовые связки, сообщает радиослушателям-водителям ведущий радиоканала FM 105,5 Турал.nbsp; laquo;Регистрация автомобиля в ГАИ у нас стоит 25 манат плюс дорожный налог, в зависимости от литража двигателя автомобиля, -nbsp; кричит Турал в эфире, — не платите им больше, знайте свои права!raquo;.nbsp;
Точные сведения о госпошлинах можно также получить на официальном сайте дорожной полиции www.dyp.gov.az, где котором сказано: согласно закону о государственной пошлине, nbsp;за государственную регистрацию автомобиля взимается пошлина в размере 18 манат, за свидетельство о регистрации ndash; 15 манат, плюс 10 манат за услугу в ГАИ (мотоциклисты платят 5 манат).
nbsp;
Внимательно читайте официальные сообщения о тарифах, и не платите им больше положенного ndash; присоединяюсь я к Туралу, а пока вновь рассказываю об увиденном.
В прежние времена за печать на доверенность в этом отделе республиканской дорожной полиции брали 10 манатов. Теперь понимаю, что тогда услуга была по закону бесплатной, поэтому сдирали с водителей незаконные 10 AZN. Теперь эту десятку государство узаконило, и офицеры добавили к законной десятке незаконную, доведя общую сумму до 20 AZN. Сумма немалая, тем более не за что, и поэтому у окошка иногда разыгрываются нешуточные скандалы, всегда завершающиеся победой принципиального водителя. Здешние офицеры справедливо полагают, что лучше утихомирить принципиального, чтобы он успокоился и ушел, не laquo;портяraquo; своим примером остальных, непринципиальных. Такие случаи становятся здесь легендами. Мне рассказывали о пожилом отце, который приехал сюда для того, чтобы зарегистрировать две доверенности на двух сыновей. 40 манат он не дал, подняв такой крик о взяточничестве в полиции, что с него, кажется, и законную двадцатку не взяли ndash; лишь бы ушелnbsp; быстрее.
nbsp;
А почему в нашей стране так много автомобилей водят по доверенности? Как написал однажды уважаемый мною nbsp;журналист, доверенностей много совсем не потому, что мы так сильно друг другу доверяем. Вождение купленной машины по доверенности ndash; вынужденная мера азербайджанцев, чтобы не платить неимоверные взятки за регистрацию автомобиля на собственное имя.
nbsp;
Вернемся к самой дорогой процедуре ndash; государственной регистрации купленного автомобиля, с выдачей регистрационных номеров. В Хырдалане с водителей требуют за это взятку в размере не менее 400 манат. Если, приобретая автомобиль в салоне, вы пожелаете не тратить время на поездку в ГАИ и получить машину с номером, сотрудник салона возьмет за услугу 400 манат, включая 50 за услугу салона. laquo;Ничего не можем поделать ndash; такую таксу установили инспекторы полицииraquo;, — сказала мне продавщица в автомобильном салоне.nbsp;nbsp;
В нашей стране есть любители ездить на машинах с оригинальными цифровыми комбинациями на регистрационном номере. К примеру, номер с двумя нулями, или с тремя шестерками. Эти уникумы покупают номер за трехзначные суммы, причем стоимость такой незаконной в Азербайджане услуги постоянно растет, также как растут поборы вообще, за все в нашей республике.
nbsp;
На сайте дорожной полиции указано, что за технический осмотр автомобиля, без которого машину не купишь и не продашь, в ГАИ должны взимать законный дорожный налог в размере 1 гяпик за каждый кубсантиметр мотора, если он не больше 2 тыс. кубсантиметров. Если объем двигателя более двух литров,nbsp; платите еще 20 манат, и дорожный налог по 1 гяпик за кубосантиметр двигателя объемом до двух литров, и по 2 гяпик за кубосантиметр, свыше 2 литров объема мотора. На самом деле за ежегодный техосмотр с машины объемом двигателя менее двух литров в Хырдалане меньше 60 манатов не сдерут, а если вы ездите на авто с гигантским двигателем, тоnbsp; сумма побора превысит сотню AZN.
nbsp;
Представляете, сколько незаконных манатов перекочевывает в карманы правоохранительных офицеров, если только по данным Госкомстата, за январь-ноябрь 2010 года в Азербайджан было завезено дилерами и физическими лицами свыше 47 тыс. легковых автомобилей. Если согласиться с тем, что за каждую ввезенную машину, включая стоимость техосмотра, регистрационного номера и технического паспорта, водители оставляют в карманах офицеров 400 манат, а это явно заниженный показатель, и оставить за скобками laquo;особые номераraquo;, машины с проблемными техническими данными и т.д., то за 10 месяцев прошлого года мимо государства, в карманы взяточников попало 18 млн. 800 тыс. AZN. За эту сумму страна могла бы купить 18 новеньких танков, которых достаточно для освобождения от армянских оккупантов одного азербайджанского села.
nbsp;
И это только за 10 месяцев одного года, только в одном республиканском ГАИ, только за регистрацию и техосмотр автомобилей.nbsp; Напомню, что в laquo;Хырдаланеraquo; занимаются также продажей водительских удостоверений при полном неумении управлять машиной ndash; за 900 и более манат, при том, что госпошлина за получение водительских прав определена в размере 20 манат.nbsp; Как сообщал начальник отдела по связям с общественностью Главного управления государственной дорожной полиции Камран Алиев, за 15 месяцев прошлого года права на вождение автомобилем выданы более 45 тысячам гражданам АР. Следовательно, незаконно было взято с этих же самых граждан около 40,5 млн. манат, если считать по 900 манат за каждый выданный документ. Прибавьте к нашему танкодрому, которого на самом деле нет, еще 40 новых боевых машин.
nbsp;
О тотальном, гигантском и совершенно открытом, безбоязненном взяточничестве в среде людей, наделенных погонами и обязанностью бороться с этим самым взяточничеством, в азербайджанской прессе написано много.nbsp; Однажды количество публикаций о взяточничестве в системе выдачи паспортов для поездки за рубеж превысило некий порог, и в этом подразделении МВД был наведен порядок. Теперь там можно, не переплачивая, получить laquo;зарубежный паспортraquo; в течение месяца. Если вы торопитесь, можете переплатить, и вам выдадут паспорт за 10 дней, но эта услуга законная и для кармана не обременительная.
nbsp;
В республиканском ГАИ пока только два успешных нововведения ndash; бесплатный туалет и ликвидированный шлагбаум. Больше ничего. Значит, беспредел в среде тех, кто обязан бороться с беспределом на дорогах, кому-то очень выгоден. nbsp;Кому-то кровно необходимо, чтобы в полиции не принимали антикоррупционную систему обслуживания laquo;единое окноraquo;, не проводили внутренние расследования по многочисленным жалобам граждан и публикациям журналистов, не внедряли прозрачные системы обслуживания и оплаты за услуги.
nbsp;
Этот кто-то ndash; очень высокопоставленный чиновник, laquo;крышующийraquo; беззаконие в дорожной полиции, явно человек алчный и не любящий Родину. Его не волнует то, что все мы завидуем грузинам, бывшим некогда мировыми лидерами по уровню коррупции. Суперчиновник не задумывается о том, что над нами открыто потешаются иностранцы, живущие и приезжающие в Азербайджан, а о гигантских взятках в нашей стране написано во всех зарубежных СМИ. Суперчиновника не nbsp;заботит то, что его алчность подрывает веру населения в свою страну, на корню губит патриотизм азербайджанцев.nbsp;nbsp;laquo;Пусть за Карабах воюют те, кто дерут с нас взятки и живут как королиraquo;, — это утверждение, порожденное алчным чиновником, nbsp;далеко не самое редкое в Азербайджане, и самое губительное для будущего всей страны.
nbsp;
Автор: Кямал Али

По сообщению сайта Xronika.Az