Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Возрождение ислама в РФ часто происходит через догматизацию средневековых представлений, считает автор книги о Пророке

Дата: 14 января 2011 в 20:40 Категория: Новости культуры

В России появился уникальный труд по исламу, отмечает в сегодняшней публикации «Российская газета». Речь идет о книге «Жизнь пророка Мухаммада», написанной Тауфиком Ибрагимом, сирийцем по происхождению. В 1966-м году он приехал учиться в Москву, остался здесь жить и трудиться на научном поприще. Труд, о котором рассказывает «РГ», недавно получил звание «Книги года», в Отчетном докладе Президиума РАН книгу назвали «выдающимся свершением отечественной науки последнего времени».

В основе книги лежала идея написать трилогию о мусульманском взгляде на историю, возникшая у Тауфика Ибрагима и его коллеги — сотрудницы института философии РАН Натальи Ефремовой еще в 1990-е годы.

По словам автора, они не руководствовались стремлением к тому, чтобы Пророк Мухаммед выглядел более симпатичным, а ислам более приятным. Было желание давать сведения об основателе ислама объективно и во всей полноте.

В книге, по словам Ибрагима, дано лишь классическое мусульманское видение жизни Пророка. Но при этом из повествования ясно видно, что Пророк никогда не организовал ни одного военного мероприятия в агрессивных целях и в целях распространения религии, хотя многие современники думают, что задача ислама — силой распространить верование. Кстати, как отметил автор, к заключению, что Пророк никогда не распространял ислам мечом, пришел даже богослов XIV века Ибн-Таймиййа, который считается самым ортодоксальным из мусульманских богословов и чуть ли не отцом современных ваххабитов.

Когда Коран читается в малообразованной среде, читатели все время во что-нибудь упираются. И вот в результате возрождение ислама в России часто происходит через догматизацию того, что говорилось в Средневековье. А это не лучшая альтернатива, убежден Т. Ибрагим.

За 15 лет работы над книгой были сделаны любопытные открытия. Как рассказал автор, все они были связаны с чертами Пророка как человека. Например, Мухаммед, соревнуясь, бегал с супругой наперегонки.

«Кто из наших духовных мусульманских лидеров теперь осмелится на такое? Он был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора. Мы добавили в книгу кусок текста о том, как он шутил. Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность. Поэтому и не назначил преемника. Оставил на выбор. Мучительный, между прочим, был выбор. Но в этом и весь смысл. Бог дал нам свободу и разум», — подчеркивает Т. Ибрагим.

Одна из задач книги — показать на исторических примерах, что ислам — толерантная религия.

По словам Т. Ибрагима, одним из таких фактов может служить биография великого христианского подвижника — святого Иоанна Дамаскина.

Иоанн Дамаскин жил в халифате, получил там образование и, как прежде его отец и прадед, был фактически министром финансов, чуть ли не правой рукой халифа. Византийский император-иконоборец требовал в письмах к халифу, чтобы тот уничтожил Дамаскина как еретика-иконопочитателя. Ислам, как известно, также не одобряет подобных изображений. Однако святой Иоанн продолжал жить в халифате, писать сочинения в защиту икон, которые распространял по всей Византии. Это, по мнению Ибрагима, свидетельствует «о невероятной толерантности в халифате».

«Подумайте только, у Омейядов (это первые 100 лет ислама) «поэтом дворца» ( а поэт тогда был самой важной культурной фигурой) служил христианин аль-Ахтал, демонстративно носивший огромный крест. Пришедшие вослед Абассиды сожалели, что у них уже не было такого дворцового поэта, одного из величайших арабских поэтов, какая разница, что он христианин. А у арабов до сих пор чуть ли не в школе учат его «антиисламские» стихи», — рассказывает автор, приводя еще несколько примеров веротерпимости, которую проявлял Мухаммед. Так, например, одна из его жен была иудейкой, а другая — христианкой. Ни ту, ни другую он не заставлял переходить в ислам.

Главный редактор научно-издательского центра «Ладомир Юрий МИхайлов называет книгу Ибрагима «энциклопедией ислама». На его взгляд, ее полезно будет прочитать не только тем, кто хочет жить по Пророку, считая его совершенным человеком и образцом для подражания, но и тем, кто хочет вести диалог с мусульманами.

По мнению Ю. Михайлова, порядок на Кавказе будет наведен тогда, когда потребность в научном знании станет преобладающей среди как мусульман, так и местных властей.

Многие судят о мусульманах по конфликтам на базаре: обвешиванию, которое исламом запрещено, нечистоплотности, тоже запрещенной, по некоторой фанатичности в исполнении ритуалов и небожеском поведении в быту. Эти мнения не соответствуют тому, что ислам представляет собой на самом деле, убежден издатель.

Ислам — это религия книги, а не автомата, сказал Михайлов. Когда показывают людей, которые идут с автоматами «наперевес» или взрывают себя, это не столько свидетельство об исламе, сколько следствие глубокой духовной пораженности этих людей. По его словам, система исламского образования в России должна быть построена так, чтобы мы выращивали русскую интеллигенцию, но среди мусульман.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com