Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Человек со звездой

Дата: 14 января 2011 в 21:40

В беспрерывно движующемся переменчивом мире кочевника единственно неизменными были Мәңгі Көк Тәңір – Вечное Синее Небо и звезды на нем. Искусство ночного ориентирования, неведомое оседлым народам, стало неотъемлемым вкладом в боевую технику номадов, способных на массовые ночные передвижения под звездами. Кроме прочего, к изучению небосвода побуждал и характер кочевого быта. Если для земледельцев актуальна погода на год вперед, то производственный цикл кочевника-скотовода был расстянут на несколько лет. Эти особенности и накопленные за тысячелетия знания сформировали в кочевнике особое чувство «большого» времени. Благодаря этому, древними предками современных тюркских и монгольских народов был составлен циклический двенадцатилетний Тенгрианский календарь животных (мүшел жаз)
Говоря о знании казахами небесных светил, русский путешественник XVIII века А. И. Левшин отмечал: «По замечаниям располагает он занятия свои, отдых, свидания. Словом сказать, он смотрит на небо, как европейцы на карманные часы». Об этих особых знаниях кочевников пишет и калмыцкий этнограф У. Э. Эрдниев: «Калмыки не знали часов. В солнечные дни любого периода года они определяли время по тому, на какую часть кибитки и какую часть предмета падает солнечный свет».

Кроме практического применения небесные светила имели сакральное, мистическое значение. Так, к утренней звезде, рождающейся в сумерках запада, казахи относились настороженно. Поэтому ее называли «Тұл қатын», то есть, безмужняя, бездетная женщина. Зимой, когда холода усиливаются, она выглядит непривлекательной, и о ней говорят: «Вот она – с глазами злыми, как у ведьмы, всех вокруг себя уничтожила».

Считалось, что на ВЕНЕРЕ (ШОЛПАН) обитают души еще не родившихся людей. Они спускались на землю и вселялись в утробы беременных женщин по байтереку (мировому древу, соединяющему небо и мир людей). Каждая звезда соответствует душе какого-нибудь человека. И когда тот умирает, то и звезда его падает на землю. Видя падающую звезду, люди говорили: «Моя звезда выше».
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА по-казахски называется «ТЕМІР ҚАЗЫҚ» – Железный кол. Это главный ориентир во время ночных путешествий. Две звезды, которые визуально «близко» расположены к ней, представляются двумя белыми лошадьми, привязанными веревкой к кольям.

БОЛЬШУЮ МЕДВЕДИЦУ называют «ЖЕТІ ҚАРАҚШЫ» – Семь разбойников, которые, держась поодаль от заарканенных коней, выжидают и бродят вокруг. Не спускаясь на протяжении всей ночи ниже линии горизонта, семь кружащихся звезд похожи на палатки воров, днем таящихся, а ночами не спящих и ждущих подходящего для себя случая. Семь разбойников – предводители Сорока разбойников – малых звезд неподалеку. Лихая семерка стремится завладеть конями Ақбозат и Көкбозат (звезды в составе Малой Медведицы), принадлежащим батырам Айдасону и Агласону (звезды Вега и Капелла). Главарь семерки Қыранқарақшы (звезда Мицар) похитил Үлпілдек (звезда Алькор) – дочь Үркера (созвездие Плеяды). Если разбойники оседлают Ақбозата и Көкбозата, то смогут украсть уркеровского коня Сұлусары (звезда Альдебаран).

Есть еще одна легенда, связанная с влиянием УРКЕРА на погоду и рост трав. В июне он в облике огромного зеленого червя «ложится на землю» на целых сорок дней. Чем дольше он лежит, тем лучше для скота. Земля покрывается зеленью, буйно растет трава. Лошадь, верблюд, корова, баран и коза договорились не выпускать Уркера на небо и по очереди держать его, прижав копытами к земле. Когда подошла очередь козы, она будучи суетливой, упустила небесного червя и тот, проскользнув между ее копытами, взошел на небо. По ее вине животные лишились возможности круглый год питаться свежей травой. Эта легенда, помимо прочего, объясняет пренебрежительное отношение казахов к этому виду домашней скотины. Представление о Плеядах, как об огромном зеленом черве, характерно также для тунгусо-маньчжурских племен. Большой червь, связанный со стихией воды, является характерным образом для фольклора малайцев, китайцев, японцев, северных австралийцев и южно-американских индейцев. Разница только в том, что у перечисленных народов Большой червь олицетворяет собой радугу.

По якутскому поверью «если весной ЮРГЭЛ (ҮРКЕР) пройдет по верху ЧОЛБОНА (ШОЛПАН), то год будет хорошим. Если же ниже Чолбона, то это приведет к падежу и голоду. А когда Юргэл не может пройти понизу и сходится с Чолбон, тогда лето бывает дождливым, а зима – ветреной. Сорокадневная «лежка» Уркера на земле объясняется тем, что в течение этого времени созвездие находится ниже линии горизонта и недоступно для взоров обитателей северного полушария.

До относительно недавнего времени казахи пользовались годичным календарем ТОҒЫС ЕСЕБІ (не путать с тоғыз – девять). Это система исчисления времени на основе движения Уркера. Слово «Тоғыс» буквально переводится как «Стыковка». В данном случае тоғысом называется период проходжения лунного серпа или диска над Уркером, как говорят казахи, «подавляя» его (басып өтеді). Во время тоғыса шесть его ярких звезд оказываются по ту сторону Луны и с Земли не видны. По мере перемещения ночного светила Уркер становится виден, и тоғыс завершается.

Время между двумя тоғысами казахи называли тоғыс ай – «стыковочный» месяц. Его продолжительность – 27 дней 7 часов 43 минуты. Месяцев таких в году было 13. Усреднив количество дней в месяце до 28, и помножив на 13, получаем 364 дня. В течение года Уркер и Луна «стыкуются» 13 раз, отсюда и количество месяцев. В начале лета Уркер, как уже отмечалось, перемещается на другую половину небесной сферы и на целых сорок дней исчезает из поля нашего зрения. Казахи говорили об этом: «Уркер сорок дней лежит на земле». За это время он два раза «стыкуется» с Луной, но мы этого не видим. Видны только 11 тоғысов.

Подсчет тогысских месяцев весьма необычен. Нумерация месяцев производится только нечетными цифрами и с конца. Причем первый тогысный месяц так и называется первым. А вот второй – 25-м, третий – 23-м, и так – до последнего, который называется третьим. В циклическом понимании и ощущении большого времени никаких неудобств в связи с этим не возникало. Эта система была известна древним тюркам, монголам и многим народам Индии с незапамятных времен. По данным Г. Н. Потанина, тюркские народы Сибири (алтайцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Октябрьской революции пользовались этим календарем. Известен он и у современных кыргызов.

Для подсчета тогыса были необходимы специальные знания. Обладающие и оперирующие этими знаниями люди назывались «есепші». Наблюдая за Луной, Плеядами, Орионом, Сириусом (Сүмбіле) и другими небесными телами, есепші предсказывали погоду и давали практические рекомендации по различным хозяйственным вопросам. Примечательно, что за свои услуги они плату не брали.
Созвездие ОРИОН кочевники делили на три части. Пояс Ориона из трех звезд – это архары (Үш арқар), спасающиеся от охотника Көгалдая. Самые яркие звезды созвездия Ригель и Бетельгейзе – это, соответственно, огниво охотника и пуля, летящая из его ружья. Большая туманность Ориона – это дым от выстрела.

Интересный факт, связанный с этой легендой, отмечен Г. Потаниным: «У Рашида-ад-дина в первом томе «Истории монголов» есть изображение одной тамги: три параллельные стрелы, а под ними лук. Стрелы не горизонтальны, а концы их опущены. Три параллельные прямые с таким же уклоном к левому краю рисунка найдены и на одном каменном памятнике северо-западной Монголии. В той же части Монголии встречаются каменные памятники, на которых изображены три лежащие один над другим оленя. Тела их у левого края рисунка опущены, у правого – приподняты. Этот уклон взят, по-видимому, от созвездия Орион, в поясе которого три звезды образуют линию, левым концом опущенную».

Описывая тамги, полученные сыновьями Огуза, Рашид-ад-дин приводит рисунок тамги Уркиза, сына Таг-хана, на которой изображены три наклонно расположенные линии, оканчивающиеся вверху стилистическим изображением звезд. Слева от этих линий изображен лук. Как видно, тамга красноречиво иллюстрирует космогоническую легенду об охотнике и трех архарах (маралихах или лосях у других тюрко-монгольских народов).

Интересное отношение было у древних тюрков к СОЛНЦУ и ЛУНЕ. Оно кое в чем сохранилось и у их нынешних потомков. Поклоняясь Вечному Синему Небу, оба светила они почитали, но не обожествляли. Это почитание сводилось к следующему: ни в коем случае нельзя справлять естественные нужды, обратившись в их сторону. Кроме того, нельзя подолгу смотреть на Луну, так как живущая на ней злая старуха может сосчитать ресницы смотрящего и тогда тот непременно умрет.

Древняя легенда повествует о том, что Солнце и Луна – это двойняшки-красавицы, но Луна по своей красоте превосходила сестрицу. Солнце из зависти расцарапало лицо соперницы, и теперь та стыдливо появляется только ночью. Когда же Солнце начинает приближаться к Луне на опасное расстояние, ночная красавица прикрывает свой лик, чтобы защититься от возможного нападения.
Существовал еще один ныне забытый обычай. В полнолуние казахи кланялись Луне и, взяв траву с места поклона, бросали ее в домашний очаг. Многие историки считают это отголоском зороастризма, следы которого по сию пору угадываются в некоторых народных традициях.

Планету ЮПИТЕР называют «ЕСЕК ҚЫРҒАН» – Истребивший ослов. По легенде, караванщик, который вел богатый караван из множества ослов, груженных ценными товарами, спутал Юпитер с Венерой. Он слишком рано отправился в путь, полагая, что предсказанный перед восходом утренней звезды буран не произошел и уже не произойдет. В результате караван был настигнут в пути бураном и весь погиб.

Есть и другие легенды, в аллегорической форме описывающие звездный мир. Наши предки читали по звездам, а те, в свою очередь, были для людей живыми героями космогонических сказаний, помогающими в жизни. Для тенгрианца было естественным ощущать все его окружавшее – и далекое и близкое – наполненным жизнью, разумом и смыслом.

Известна и легенда, посвященная радуге. Ее называют «КЕМПІРДІҢ ҚОСАҒЫ» – ҚОСАҚ СТАРУХИ. Қосақ – это растянутая по земле веревка с петлями, по обе стороны которой привязывали овец для дойки. Радуга – это қосақ с разноцветными овцами, которых после дождя доит небесная старуха.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ казахи называют «ҚҰС ЖОЛЫ» – Птичья дорога, так как по ее направлению летают перелетные птицы. Гром и молния – это ржание и топот копыт Көкайғыра – небесного жеребца, мечущегося в поисках своего табуна.

Одушевляя небесные тела и явления, наши праотцы не только объясняли и познавали мир, но и создали первые литературные произведения, дошедшие до нас далеко не в полном виде. Это богатство они создали и передали в наследство нам – своим непутевым потомкам. Как говорил об отношении казахов к звездам Ч.Валиханов: «Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называют «Человеком со звездой».    

Теги: гороскоп, кочевой образ жизни, мифология, млечный путь, мүшел жаз, Тенгри-Умай, тенгрианство, тюрская мифология, шаманизм

По сообщению сайта AlmaNews