Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Кавказ покоряют коммунальными платежами // Их начисление, сбор и распределение хотят изъять у республиканских элит

Дата: 17 января 2011 в 08:10

Спустя почти четыре месяца после презентации «Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 года» правительство согласовало список мероприятий по ее реализации. Наиболее интересная инициатива, которую предлагается реализовывать с лета 2011 года,— создание единого расчетного и биллингового центров по платежам за услуги ЖКХ, газ, электроэнергию для регионов Северного Кавказа. Проект обещает быть крайне конфликтным: реальное тарифообразование в госсекторе является одной из основ местной коррупции, а платежи в ЖКХ — одной из основ местных экономик. План мероприятий по реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 года» был утвержден в конце прошлого года (распоряжение правительства от 27 декабря N 2444-р). Этот документ появился спустя примерно четыре месяца после презентации самой стратегии — первого и пока единственного такого масштаба проекта полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. При этом если еще в сентябре документ носил скорее декларативный характер, то в утвержденном плане установлены конкретные сроки реализации и ответственные за исполнение ведомства и министерства. Как заверил вчера «Ъ» представитель Минрегиона, «вся необходимая работа по мероприятиям уже ведется и будет выполнена в установленные планом сроки». Обозначенные в плане мероприятия соответствуют практически всем ранее изложенным пожеланиям правительства и господина Хлопонина по развитию СКФО (см. справку на стр. 2). Но есть в списке работ и мероприятия, ранее не конкретизированные в стратегии или не фигурировавшие вовсе. Так, в IV квартале 2011 года Минэнерго, Минрегион и Минэкономики должны представить в правительство доклад с предложениями по организации межрегионального единого расчетного центра и территориального биллингового центра в СКФО с «преимущественным госучастием по сбору средств, поступающих от потребителей коммунальных услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения с последующим их распределением между исполнителями услуг». Как пояснил «Ъ» источник в Минэкономразвития, «ситуация с платежами за услуги ЖКХ в округе — катастрофическая». «Ценообразование от поставщиков проходит по принципу самостоятельной экономики, что приводит к совершенно самостоятельному решению населения платить или нет»,— пояснил он, отметив, что подробности по созданию центров появятся раньше установленного планом срока — примерно в середине лета 2011 года. В этом плане ситуация на Северном Кавказе аналогична ситуации в РФ в 1995-1999 годах: «кризис неплатежей» основывался на схожей модели, которую позволил частично решить лишь первый этап реформы РАО «ЕЭС России» со сменой ее руководства. Значительную часть территории Северного Кавказа эти изменения де-факто не затронули. Установить единые тарифы на энергию и ввести единую систему по платежам в СКФО пытаются уже давно. В мае 2010 года в ходе проверки Генпрокуратурой были выявлены факты, когда органы исполнительной власти в ряде субъектов СКФО устанавливают тарифы на электроэнергию произвольно, «без соблюдения предусмотренных законодательством условий и порядка их определения», «исключительно на основании предложений энергоснабжающих организаций без оценки их обоснованности и проведения соответствующей экспертизы». Задолженность как минимум трех республик — Чечни, Дагестана и Ингушетии — перед энергетиками составила более 13 млрд руб. (см. «Ъ» от 17 мая 2010 года). Но главы республик винят не только население в отсутствии платежной дисциплины, но и самих энергетиков. «После стабилизации ситуации по тарифам процент собираемости платы за электроэнергию вырос примерно на 20-30%»,— рассказывал «Ъ» глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. «Но главная проблема — изношенность сетей (более 70%) — осталась. Мы просим обслуживающие организации больше вкладывать для оздоровления и модернизации этих сетей, но за последние шесть-семь лет мы результатов такой работы пока не видим»,— констатировал собеседник «Ъ» (см. «Ъ» от 24 декабря 2010 года). В отличие от других положений списка мероприятий, эта инициатива крайне конфликтна. «Автономность» работы местных энергетики и ЖКХ, по сути, является системообразующей для северокавказской коррупции, поскольку манипуляции с тарифами и платежами являются реальным регулятором активности всех местных предприятий. На уровне республик руководство местных электро — и газовых сетей, «водоканалов» с начала 90-х (как и в РФ до 2001-2003 годов) всегда входит в местную предпринимательскую элиту. Средства же, тратящиеся госсектором, крупнейшим работодателем в СКФО, на оплату «коммуналки» в ряде регионов являются, в свою очередь, основой для развития бизнеса, аффилированного с руководством «автономных» структур ЖКХ и энергетики. Передача расчетов по платежам в единый центр может вызвать быстрый передел собственности в крупнейших регионах Северного Кавказа, в первую очередь в Дагестане и Северной Осетии. При этом разработчики плана не комментируют, кто может стать партнером федерального центра в биллинговой и расчетной компаниях СКФО,— очевидно, за партнерство в ней уже в 2011 году будет вестись жесткая конкуренция.

По сообщению сайта Коммерсантъ