Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мажилисмен предлагает пересмотреть порядок исчисления налога на сверхприбыль для недропользователей

Дата: 17 января 2011 в 12:11 Категория: Новости экономики

Мажилисмен предлагает пересмотреть порядок
исчисления налога на сверхприбыль для недропользователей
 
Изменение
порядка выплаты налога на сверхприбыль привело к потерям бюджета, уверен
депутат мажилиса Асхат БЕКЕНОВ. В связи с этим парламентарий в
ходе пленарного заседания палаты обратился к Премьер-Министру с запросом,
предложив вернуть в Налоговый кодекс действовавшую ранее методику исчисления
этого налога.
Г-н Бекенов напомнил, что ранее при заключении контракта на основании технико-экономических расчетов устанавливались налоги недропользователей, исходя из расчетной
прибыльности месторождения. При этом для мелких и средних месторождений
устанавливались более низкие ставки налогов недропользователей. «Это было
сделано с тем расчетом, что государство получало объемы добычи на
низкорентабельных месторождениях, на которые при иных условиях не шли
инвесторы, тем более иностранные. В случае резкого роста цен на сырье или иные
факторы, положительно влияющие на рентабельность месторождения, для
недропользователя устанавливались дополнительные рычаги налогообложения в виде
взимания налога на сверхприбыль», — отметил депутат. Таким образом, пояснил он,
налогообложение недропользователей учитывало индивидуальные особенности месторождения,
такие как запасы, наличие инфраструктуры, доступ к рынкам и другие факторы,
благодаря чему «главным при налогообложении являлось бережное и щадящее
отношение к недропользователям с малыми, низкими объемами запасов, низким
содержанием, тяжелыми условиями добычи и переработки полезного ископаемого».
-
Наше государство, передав большинство своих месторождений в конце двадцатого
столетия, ожидало основной приток налогов на сверхприбыль спустя пять-восемь
лет, — заявил г-н Бекенов. — Однако Казахстан не получил запланированных
поступлений этих денежных средств. Как раз в это время, в 2009 году, был
отменен режим налоговой стабильности, и недропользователи начали уплачивать
налоги, в том числе и налог на сверхприбыль, по текущему законодательству. При
этом были изменены механизм расчета и налогооблагаемая база для уплаты этого
налога. Если контрактом предусматривалось взимание налога исходя из принципов
возвратности инвестиций и рентабельности деятельности недропользователя за весь
период действия контракта, то по новой схеме — по годовой рентабельности.
По
мнению мажилисмена, основной целью внесения изменений в Налоговый кодекс
являлось, «может быть, нежелание крупных недропользователей, получивших к этому
времени достаточно высокую прибыль, начать уплачивать налог на сверхприбыль в
больших размерах». Депутат напомнил, что «именно в эти годы в бюджет республики
стали поступать огромные суммы налога». Косвенным же результатом «явилось то,
что путем введения нового для Казахстана вида налога взамен роялти — налога на
добычу полезных ископаемых, налогооблагаемой базой которого были объем добычи и
цены на полезное ископаемое, государство уравняло всех недропользователей». Г-н
Бекенов заметил, что прежний режим налогообложения учитывал такие факторы, как
рентабельность месторождений, тогда как новый механизм взимания налогов «поставил
малых и средних недропользователей в один ряд с крупными». «На первый взгляд
государство в общем не потеряло поступлений налогов, однако, как видится,
выросла, и притом существенно, налоговая нагрузка на мелкие и средние
предприятия, а крупные под аккомпанемент выступлений об увеличении ставок НДПИ
фактически прекратили начисление и уплату налога на сверхприбыль», — указал
депутат.
-
Если проанализировать общий объем уплаченных налогов в целом по крупному
недропользователю (налоговую нагрузку), можно с уверенностью говорить о его
значительном снижении, — считает г-н Бекенов. — В случае сохранения существующего
положения потери государства могут быть сопоставимы с размерами нескольких годовых
бюджетов страны. А на сегодня они уже составляют сотни миллиардов тенге.
По
мнению мажилисмена, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и «восстановить
отмененный механизм расчета налога на сверхприбыль, действовавший до 2004 года».
Он предлагает создать межведомственную рабочую группу и с привлечением
независимых экспертов «на базе отчетов нескольких недропользователей просчитать
реальную налоговую нагрузку предприятий в режиме налогообложения, действующих
до введения нового Налогового кодекса и после».
И.
С.,
Астана
  Сайт газеты «Панорама»

По сообщению сайта Meta · новости дня