Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Экспорт гидроэлектроэнергии из Средней Азии в Южную возможен только, если будут реализованы крупные ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане, — российский эксперт

Дата: 18 января 2011 в 13:50

CA-NEWS (KZ) — Гидроэлектроэнергия для экспорта из Средней Азии в Южную может являться относительно дешевой исключительно в том случае, если будут реализованы крупные гидроэнергетические проекты в Таджикистане и Кыргызстане. То есть те проекты, российское участие в которых было заблокировано Узбекистаном. Об этом говорится в выступлении А.Медведева, исполнительного директора АНО «Центр политических технологий «ПолитКонтакт», на I-ом заседании Евразийской экспертной сети «20 лет постсоветскому пространству: итоги и перспективы», проходившей в Астане 11 января текущего года года.

Стратегическая связка Россия – Казахстан, во многом благодаря настойчивости Нурсултана Назарбаева, остается главной осью СНГ, и становится очевидным, что окончательное будущее СНГ во многом сейчас зависит от того, заработает ли в полную силу Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией, — сказал Медведев.

Нелишне напомнить, что именно в Казахстан был совершен первый официальный визит Дмитрия Анатольевича Медведева после его вступления в должность президента РФ. Тем самым было продемонстрировано уважение к Казахстану, как к «наиболее ответственной державе» за безопасность и развитие в регионе, как к государству, чей экономический потенциал позволяет оказывать реальное инвестиционное влияние на Центральную Азию, сопоставимое с российским, — считает эксперт.

По его словам, глобализация превратила конкуренцию между неокрепшими после развала советской империи государствами из средства их оздоровления в орудие их уничтожения.

К сожалению, на всем пространстве СНГ каждые выборы – это серьезнейшее испытание фактически для любой страны, связанное не только с остротой внутриполитической борьбы, но и с явным или скрытым внешним вмешательством во внутренние дела, которое является серьезнейшим катализатором нестабильности на постсоветском пространстве в целом, — сказал Медведев.

К сожалению, события 2010 года в Киргизии со всей наглядностью показали, что недовольство населения, удерживаемого в нищете, частой сменой персоналий на олимпе власти, обновлением новоявленной «элиты», рассчитывающей в основном на присвоение финансовой помощи извне, риторикой «о светлом будущем в раю цивилизованного общества» удержать невозможно, — считает эксперт.

По всей видимости, у СНГ остался единственный шанс – через интеграцию России, Казахстана и Белоруссии сформировать собственное большое пространство и направить дальнейшие интеграционные усилия на то, чтобы СНГ в целом начало играть более важную роль в процессе формирования новой мировой экономики, в том числе в строительстве новой мировой финансовой архитектуры, — отметил он.

Безусловно, что нерешенность многих вопросов, особенно территориальных проблем, сконцентрированных вокруг разделенной между тремя государствами Ферганской долины, имеющей бесценное значение для всей ЦА, заставляет многих экспертов скептически относиться к развитию и повышению эффективности интеграционных структур в этой части постсоветского пространства. Но, несмотря на это, именно угроза дальнейшей дестабилизации в Средней Азии толкает Россию и Казахстан к более тесной интеграции. Безусловно, и то, что в текущей обстановке несравненно большая ответственность ложится и на плечи окружающей первых должностных лиц наших государств элиты. Сложившаяся ситуация должна ее подтолкнуть к отказу от поиска новых сиюминутных выгод в ущерб долгосрочным национальным интересам государств, — считает эксперт.

В декабре прошедшего года в Алма-Ате Исполнительным комитетом Международного Фонда Спасения Арала (МФСА) международным донорам была представлена и одобрена ими «Третья Программа действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-3)», разработанная в соответствии с решением Саммита Глав государств-учредителей МФСА от 28 апреля 2009 года, — сказал Медведев.

Принятие данной Программы явилось результатом совместной деятельности правительств стран ЦА и международных доноров, в основной состав которых вошли Всемирный банк, Европейский Союз, Американское агентство по развитию, Германское общество по техническому сотрудничеству и Швейцарское агентство по развитию и кооперации.

В ходе изучения процесса принятия указанной Программы отмечены следующие важные, на его взгляд, моменты:

— ПБАМ-3 в отличие от двух предыдущих аналогичных Программ впервые не будет принята в ходе очередного Саммита глав государств-учредителей МФСА. Причина этому – сложившиеся на данный момент взаимоотношения между ними по поводу совместного использования трансграничных водных ресурсов;

— Исполнительному комитету Международного Фонда спасения Арала, органу, территориально размещенному в Алма-Ате, отводится ключевая роль в координации доноров, исследований, мониторинга и оценки выполнения вошедших в Программу проектов, обмене информацией;

— в итоговом тексте Программы было в очередной раз констатировано, что в Центральной Азии достаточно водных ресурсов, но они используются не эффективно и, в результате, трансграничные воды становятся потенциальным источником конфликтов;

— доноры признают наличие разрыва между потребностями ПБАМ-3 и имеющимися ресурсами, которые они готовы предоставить для ее выполнения. В этой связи доноры будут принимать конкретные решения по финансированию в соответствии с собственными бюджетными возможностями и соответствующими финансовыми процедурами.

— доноры признали появления все более широкого понимания необходимости совершенствования существующей структуры МФСА.

Всемирный банк и USAID в вопросе использования трансграничных водных ресурсов регион Средней Азии серьезным образом интересует, прежде всего, в качестве поставщика дешевой по себестоимости гидроэлектроэнергии в Афганистан и Пакистан. Абсолютно очевидно, что данные проекты являются составляющей и важной частью реализации концепции БЦА. О данной концепции последние 1,5-2 года стали реже писать в СМИ, но она продолжает реализовываться, что само по себе сенсацией не является, — пишет Медведев.

По мнению эксперта, важно другое: относительно дешевой гидроэлектроэнергия для экспорта из Средней Азии в Южную может являться исключительно в том случае, если будут реализованы крупные гидроэнергетические проекты в Таджикистане и Киргизии. То есть те проекты, российское участие в которых было заблокировано Узбекистаном.

В этой связи, участие России в работе структур МФСА в качестве наблюдателя мною видится весьма необходимым, оно также может быть способствовать ускорению необходимой интеграции в регионе, тем более, в такой важной для него сфере, как совместное использование трансграничных водных ресурсов, — заключил эксперт.  

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба