Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Декларация независимости директора

Дата: 19 января 2011 в 01:00

Декларация независимости директора

Независимые директора, представляющие государство в госкомпании, не могут быть чиновниками, входить более чем в три совета директоров и быть аффилированы с компанией. Такие новые требования к ним одобрило правительство. Сделать это власти вынуждает рост коррупции и низкая инвестиционная привлекательность госактивов, полагают эксперты.

Правительство ужесточило требования к независимым директорам, делегируемым в советы директоров госкомпаний. Независимый директор от государства не должен быть чиновником или служащим Центробанка, а также сотрудником самой компании или ее крупного контрагента. Исключается любая его аффилированность с компанией или ее «дочками». Также независимый директор от государства не сможет рассчитывать на участие в опционной программе, и одновременно входить в советы директоров более чем 3 госкомпаний в качестве независимого участника. Еще одно ограничение касается сроков работы независимого директора в совете директоров – не более пяти лет.

Институт независимых представителей государства в советах директоров госкомпаний был предусмотрен еще административной реформой 2004 года, но активно пользоваться им власти начали три года назад. В отличие от других госпредставителей, которые голосуют строго по директиве, независимые могут не учитывать мнение выдвинувшего его акционера.

Целью реформы было повышение управляемости госимуществом. По данным Минэкономразвития, независимые директора работают лучше чиновников. В 2010 году в госкомпаниях на одного независимого директора из числа бизнесменов или экспертов приходилось двое чиновников.

В ходе предвыборной компании в феврале 2008 года Дмитрий Медведев выдвинул идею полностью убрать чиновников из советов директоров госкомпаний. Как тогда объяснил будущий глава государства, на смену чиновникам «должны прийти по-настоящему независимые директора, нанимаемые государством для реализации своих интересов».


Сейчас под новое ограничение подпадает лишь двое независимых представителей государства. Это глава РСПП Александр Шохин, который участвует в советах директоров трех частных (ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ» и ТМК) и одной государственной (РЖД) компаний. Бывший замглавы Минэкономразвития и управляющий «Тройки Диалог» Андрей Шаронов входит в советы госкомпаний РЖД, аэропорта «Шереметьево» и «Росагролизинга», а также частного «Мостотреста». Но в декабре он стал чиновником – вице-мэром Москвы по экономическим вопросам.

Независимый директор от государства в совете директоров аэропорта «Шереметьево», владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров, также входит в СД еще трех компаний (СК «Согласие», «Полюс Золото» и банк МФК). Но на него новое ограничение не распространяется, так как во всех этих компаниях Прохоров – совладелец, и, соответственно, независимым директором не является.

Александр Шохин не исключает возможности своего выхода из советов директоров ряда компаний из-за высокой плотности графика, сообщил он «Газете.Ru». Каких именно, он не уточнил. Но

Шохин считает, что надо ограничивать участие в совете директоров компаний не в директивном, а в рекомендательном порядке, как это предусмотрено в западной практике. Как правило, речь идет о 5 компаниях, добавил он.


В целом эксперты одобряют ужесточение правил. «Странно, что эти требования не были введены сразу, это же очевидно, что «независимый представитель» не может быть аффилирован с компанией или быть госчиновником», – говорит депутат Госдумы Елена Панина. Своевременная мера, тем более, что государство собирается ограничивать свое присутствие в экономике, согласен заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.

«В западных компаниях такие директора играют ключевую роль при выборе аудитора, определении корпоративных стандартов управления и в вопросах вознаграждения менеджмента»,

– отмечает директор по корпоративным финансам аудиторско-консультационной фирмы Грант Торнтон Андрей Сорочан.

Также он считает, что во избежание конфликта интересов независимый представитель не должен быть сотрудником госкомпании, ее крупного контрагента или ее аудиторской фирмы минимум в течение трех — пяти лет перед своим избранием избранием в совет директоров. «Важны не только ограничения и требования к независимым директорам, но и их «вес» в компании», – объясняет он.

Стоило бы еще обязать независимых директоров раскрывать информацию о родственниках, месте их работы, добавляет партнер Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик.

Но вопрос с материальным стимулированием независимых членов совета директоров дискуссионный, считает глава департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. «Разумеется, для некоторых директоров, особенно и без того имеющих высокий уровень достатка, сам факт наделения их полномочиями уже оценка заслуг. Но для многих профессионалов оплата их труда является естественным результатом тех усилий, которые они тратят на развитие компаний, особенно, если система оплаты учитывает их успешный вклад в развитие компании», – объясняет эксперт.

Что же касается планов полностью убрать чиновников из советов директоров компаний, то такая мера несомненно повысит привлекательность последних для иностранных инвесторов, уверена Чепик. Независимые директора могут составлять большинство совета директоров, более осторожен в ожиданиях Сорочан.

По сообщению сайта Газета.ru