Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Россия робко вступила в век новых скоростей

Дата: 19 января 2011 в 09:00

Всего год между Москвой и Петербургом со скоростью до 250 км/ч курсируют поезда «Сапсан», уже зарекомендовавшие себя удобным транспортным средством и исключительно выгодным проектом. По словам руководителя дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрия Пегова, выручка от «Сапсанов» в 2010 г. превысила 5 млрд. рублей, а пассажиропоток составил 1,86 миллиона человек. Начиная с 2011 г. «Сапсаны» будут перевозить уже более 2 миллионов пассажиров в год, что даст возможность всему проекту окупиться за 7-9 лет. Отметим, что с прошлого лета такие же поезда были пущены между Москвой и Нижним Новгородом, а в Питер уже в этом году будут ходить сдвоенные составы – для удовлетворения растущего спроса. Сейчас РЖД подумывает о закупке в Германии еще 4-8 составов. Впоследствии – если последуют новые заказы – сборка «Сапсанов» будет частично локализована в России.

Прямо перед Новым годом был запущен второй высокоскоростной железнодорожный проект – поезд Allegro, соединивший Петербург и Хельсинки. На первом рейсе из Финляндии к нам приехала президент этой страны Тарья Халонен, а в Выборге к ней подсел председатель правительства РФ Владимир Путин. Похоже, оба остались очень довольны поездкой.

Заполняемость «Сапсанов» стабильно превышает 90%, а на первые рейсы Allegro наблюдался даже дефицит билетов. Такой вид транспорта показался многим пассажирам более предпочтительным по сравнению с самолетом, о чем свидетельствует замедление роста пассажиропотока на авиамаршруте Москва – Петербург (в последние месяцы он снизился почти до нуля). Ничего удивительного: зарубежный опыт свидетельствует, что скоростное железнодорожное сообщение способно напрочь «убить» местные авиалинии там, где расстояние между пунктами назначения поезд может преодолеть за менее чем за 4 часа. В этих случаях он оказывается быстрее и удобнее авиарейса: на вокзал не нужно приезжать сильно заранее, чтобы пройти регистрацию и контроль. Кроме того, расписание поездов гораздо меньше зависит от капризов природы.

У России грандиозные планы расширения географии высокоскоростных железнодорожных перевозок. В частности, беседуя с Тарьей Халонен, Владимир Путин обмолвился о намерении РЖД соединить такими поездами все места проведения матчей ЧМ-2018. На первых порах речь идет об Ульяновске, Казани, Курске и Самаре. В дальнейших планах – Поволжье, Урал, Сибирь, ну и, конечно, Сочи.

Все крупные и более-менее развитые государства рано или поздно начинают строить скоростные железные дороги. Первая появилась в Японии в 1964 г.: поезда по ней мчались со скоростью 260 км/ч. В конце XX в. в лидеры выбилась объединенная Европа: там были унифицированы параметры национальных проектов, что дало возможность сделать их интернациональными. Скажем, французский поезд TGV, развивающий скорость до 500 км/ч, сейчас связывает Францию, Бенилюкс и Великобританию. Общая протяженность скоростных железных дорог в Евросоюзе составляет 4 тыс. километров. Однако совсем недавно эта цифра перестала быть мировым рекордом: на первое место выбился Китай. Согласно данным китайских источников, общая протяженность высокоскоростных железных дорог в стране достигла 7,5 тыс. километров. Еще почти столько же находится в стадии строительства, и уже к 2012 г. общая их протяженность возрастет до 13 тыс. км, а к 2020-му – до 16 тыс. километров. В ближайшее время Китай намерен поставить рекорд скорости поезда: 600 км/ч.

В России переход в век новых скоростей пока не обходится без проблем. Дело в том, что существующая железнодорожная инфраструктура – как сами пути, так и станции – не рассчитаны на «сапсанские» скорости. Отсюда – проблемы с безопасностью для жителей близлежащих населенных пунктов, а также с графиком движения обычных поездов. Из-за включения «Сапсана» в расписание было отменено несколько и без того нечастных электричек в Тверской области, а большинство «дальнобойных» (в том числе, московских) вынуждены в каком-то месте его пропускать. Таким образом, экономия времени пассажиров «Сапсана» достигается за счет времени пассажиров «нерентабельных» электричек и «тихоходных» поездов.

Как решить возникшие проблемы? Ответ очевидный, но весьма затратный: чтобы «вписать» высокоскоростные поезда в нашу действительность, нужно строить для них новые пути. Современные и безопасные. А старые – оставить обычным поездам и электричкам. Собственно, такая стратегия развития железных дорог уже утверждена президентским указом. И даже разработан пилотный проект: высокоскоростная магистраль между Москвой и Петербургом (ВСМ-1), рассчитанная на курсирование 42 пар поездов в сутки со скоростью 400 км/ч.

По сообщению сайта YTRO.ru