Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Платежи ушли на согласование

Дата: 19 января 2011 в 13:30

Платежи ушли на согласование

Наблюдать за национальной платежной системой будет ЦБ, переводить без документов можно будет до 15 000 руб, уточняют поправки, подготовленные правительством по следам только что принятого законопроекта.

Госдума обсуждает детали Национальной платежной системы (НПС). Комитет по финансовому рынку во вторник рекомендовал принять в первом чтении документ, написанный в дополнение к уже принятому в первом чтении закону о НПС. Автор поправок в ряд законов – правительство. На первый взгляд, документ носит технический характер – поправляет действующие законы так, чтобы встроить в них НПС. Но в связи с тем, что базовый закон во многих местах ограничился общими положениями, эти детали обрели большое значение.

Закон «О национальной платежной системе» Госдума приняла в первом чтении в декабре 2010 года. О необходимости создания НПС за год до этого – в декабре 2009 года – заявил президент Дмитрий Медведев. Он поставил задачу создать национальный аналог Visa или MasterCard, который составит мировым лидерам «достойную конкуренцию». Но работа над законопроектом о НПС оказалась сложной задачей. Правительство натолкнулось на противодействие госбанков и участников рынка платежных систем. В итоге Минфин трижды переписывал законопроект. Иностранным операторам пообещали не создавать дополнительных ограничений на трансграничные переводы. Глава о платежных картах из закона об НПС исчезла совсем, законопроект превратился в рамочный документ, описывающий порядок платежей в России.

Поправки в Гражданский кодекс, внесенные правительством в Госдуму в развитие закона об НПС, описывают процедуру перевода денег.

«Перевод денежных средств должен быть завершен между банком плательщика и банком получателя средств в срок не более двух рабочих дней в пределах территории субъекта Российской Федерации и пяти рабочих дней в пределах территории Российской Федерации».

После завершения операции «перевод денежных средств становится безотзывным для банка плательщика и плательщика», если «иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов». При этом банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа с открытием банковского счета путем направления клиенту соответствующих уведомлений.

Поправки в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наделяют ЦБ обязанностью осуществлять «надзор и наблюдение в национальной платежной системе».

Регулятор будет устанавливать правила наличных и безналичных расчетов. В частности, он сможет устанавливать для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, обязательные нормативы, учитывающие риски таких операций, а также отдельный порядок составления и представления отчетности. В частности, они смогут размещать денежные средства, полученные от физических лиц для переводов электронных денег, исключительно на корреспондентском счете в ЦБ, в депозитах ЦБ или на корреспондентских счетах в кредитных организациях.

В закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вносятся изменения, исключающие из сферы его распространения электронные деньги.

В закон №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносится сумма электронного платежа, после которой необходимо идентифицировать клиента, – 15 000 рублей.

Поправками в закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» устанавливается, что на выданном терминале чеке должны быть: сумма, наименование операции, размер вознаграждения, установленного кредитной организацией за осуществление перевода денежных средств, а также виды и размеры иных расходов физического лица.

«Это необходимый законопроект, – говорит член комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. – Принято более ста поправок. Должны быть организованы национальные терминалы, чтобы клиент мог платить либо деньгами, либо карточкой, либо через мобильный телефон. То есть у клиента должно быть право выбора».

Но ко второму чтению проект может быть серьезно изменен – внесение поправок стало одним из условий рекомендации к принятию проекта в первом чтении. Так, думский комитет по бюджету и налогам предлагает полностью исключить из текста статью, отвечающую за внесения изменений в Налоговый кодекс, просписав их отдельным законом.

Некоторых депутатов проект совершенно не устраивает. Зампред комитета по финансовому рынку Юрий Исаев заметил в проекте «принципиальное противоречие, которое будет порождать существенные проблемы у правоприменителя». Оно возникает из-за того, что правила электронных расчетов вроде бы прописываются в ГК, но должны быть установлены ЦБ. Помимо этого, по его словам,

необходимо определить, какой госорган будет контролировать сам Банк России, поскольку ЦБ выступает в платежной системе не только как лицо, осуществляющее надзор и наблюдение, но и как один из операторов платежной системы.

Еще больше негодуют сами участники рынка электронных платежей. «Целый ряд ненужных мер, например, отмена единых информационно-расчетных центров, которые значительно упрощают работу. Еще более непонятна отмена действия закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» всего через 5 лет после его принятия. Ведь

рынку, его участникам опять придется полностью реструктуризировать собственные бизнес-процессы, чтобы в итоге отразится и на участниках рынка, и на потребителях, – негодует президент группы QIWI Андрей Романенко.

– По сути, законопроект абсолютно не отвечает своей задаче – созданию национальной платежной системы. Наоборот, он дает значительные привилегии зарубежным участникам и сильно усложняет жизнь российским игрокам».

По сообщению сайта Газета.ru