Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Операция «Сити»

Дата: 19 января 2011 в 13:50

pВ прошлом году в крае набрала темпы кампания по замене всенародно избранных глав муниципальных образований на так называемых laquo;сити-менеджеровraquo;. Со скандалом были приняты соответствующие поправки в Устав Барнаула, шумно не прошли пока уставные изменения во втором по величине городе края Бийске, буднично отказались от прямых выборов главы депутаты Белокурихиhellip;/ppВ разгар барнаульских laquo;баталийraquo; вокруг назначения главы администрации города в краевом центре прошел межрегиональный научно-практический семинар laquo;Личность-общество-государствоraquo;: конституционная доктрина и практика взаимодействия в современной Россииraquo; с участием ученых Новосибирской, Омской, Кемеровской, Тюменской, Томской областей, Республики Алтай и Алтайского края./ppОсобый интерес на форуме вызвало выступление профессора из Омска Александра КОСТЮКОВА, жестко высказавшегося против прихода к управлению городскими округами и муниципальными районами сити-менеджмента. Почему? На этот и ряд других вопросов заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского ответил в эксклюзивном интервью laquo;a title=Аргументы и Факты target=_blank href=/a href=/ target=_blank title=Аргументы и ФактыАиФ/a/aна Алтаеraquo;./p Зачем сити-менеджеру laquo;гибкий позвоночникraquo;?pndash; Александр Николаевич, внешне идея проекта laquo;ситиraquo;, судя по аргументации регионального руководства, выглядит вполне привлекательной. Чем она вас не устраивает?/ppndash; Потому что сити-менеджеры ndash; более слабые фигуры, нежели мэры, пришедшие к власти в результате прямых выборов. И дело тут не в выборной системе. Один из вариантов которой предусматривает всенародное голосование, а другой ndash; избрание депутатами./ppНапомню: мэр, избранный всенародно, возглавляет местную администрацию. То есть, обладает максимальной полнотой власти. Как, например, руководитель субъекта Федерации, будь-то губернатор, глава или президент. Он может созывать заседание представительного органа, председательствовать на нем, подписывать или налагать вето на принимаемые Советом или Думой правовые акты. Фактически это можно назвать моделью laquo;сильного мэраraquo;./ppТолько при такой схеме, если добавить нормальную бюджетную обеспеченность, функционирование местного самоуправления может быть наиболее продуктивным. Теперь разберемся, что такое сити-менеджер? Этот человек, хотя и выдерживающий конкурс, не является главой муниципального образования. Подобную функцию выполняет руководитель органа представительной власти./ppПолучается laquo;властное раздвоениеraquo;. И оно, по моему убеждению, не способствует оперативному решению муниципальных проблем. Более того, при таком распределении полномочий сити-менеджеру нужно иметь очень laquo;гибкий позвоночникraquo;. Он отчитывается перед главой муниципалитета, перед законодателями, да и еще перед губернатором! Это какой же позвоночник надо иметь? А когда работать?/ppДа, для губернатора такой человек удобнее. Но для местного самоуправления он laquo;господин ничтоraquo;. Пытаюсь понять логику поведения региональной и федеральной власти и прихожу к выводу, что так они решают сложные проблемы простыми методами. Это очень опасное заблуждение! Пройдет два-три года и такая laquo;властная вертикальraquo; продемонстрирует свою несостоятельность./ppndash; Зачем же все это делается? /ppndash; Я разделяю точку зрения, что за всем этим скрывается истинная причина: желание региональных властных элит взять под контроль управление ресурсами муниципалитетов. А они в городских округах, особенно в краевых и областных центрах, немалые: земля, жилищно-коммунальный, энергетический комплексы и многое другое. Да и сельские территории, когда заработал рынок земли, становятся все более привлекательными. Не забывайте также, что не за горами серьезные выборные кампании 2011-2012 годов./p Цензы laquo;отсекутraquo; популистов pndash; Оппоненты возразят вам. И скажут: в результате всенародных выборов к руководству муниципалитетами на волне популистских лозунгов приходит немало случайных людей. Разве не так?/ppndash; За Алтайский край не скажу, но в Омской области, начиная с середины 90-х годов, я не могу припомнить подобного случая. Всегда властью намечается кандидатура, на нее делается ставка, оказывается организационная и всякая иная помощь. И нужный кандидат избирается всегда. Так что довод оппонентов считаю несостоятельным./ppndash; Кстати, насколько активно в Омской области идет замещение выборных глав сити-менеджерами?/ppndash; Эта работа только начинается. Так что до Алтая нам далеко./ppndash; И все-таки, чтобы на всенародные выборы не шли неподготовленные люди, может, следует внести в уставы муниципальных образований изменения, laquo;отсекающиеraquo; непрофессионалов? Прописать, например, нормы, предусматривающие для кандидатов наличие соответствующего образования, стажа хозяйственной, управленческой работы и так далее? /ppndash; На языке избирательного права это называется цензами. Эта идея с точки зрения реального механизма, представляет несомненный интерес. Тем более, что laquo;изобретать велосипедraquo; не требуется. Вспомним историю: дореволюционное избирательное право в России было как раз сильно цензами. Причем, были они laquo;драконовскиеraquo;. В органы власти не могли избираться женщины, не имеющие высшего образования, инородцы, некоторые другие представители laquo;не титульнойraquo; нации. Существовал сильный имущественный ценз./ppКупец первой гильдии избираться мог, а второй и третьей ndash; нет. Большевики, взявшие власть в 1917 году, цензовые ограничения немедленно отменили. И провозгласили лозунг о прямом избирательном праве, при котором и laquo;кухарка могла управлять государствомraquo;. Бесцензовый вариант избирательного права, в принципе, сохранился и в правовой системе современной России./ppЯ за то, чтобы какие-то цензы, в противовес сити-менеджменту были восстановлены. Но пойдет ли на это высшее политическое руководство нашего государства? Внешне перед Европой это будет выглядеть как отступление от конституционных демократических принципов. Скажите, а отмена всенародных выборов как сообразуется с демократией?/plaquo;Переверстатьraquo; налоги в пользу муниципалитетов pndash; Вы упомянули о бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления. Она, особенно на селе, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы исправить ситуацию? /ppndash; С начала 2000-х годов весь налог на добавленную стоимость субъектов предпринимательской деятельности стали зачислять в федеральный бюджет. Раньше он laquo;расщеплялсяraquo; на три уровня, включая муниципальный и региональный. Следует вернуть эту схему, плюс оставить в муниципальных образованиях весь налог на доходы физических лиц, качественно улучшить налоговое администрирование и ситуация более-менее выправится./ppВывод: налоги надо laquo;переверстатьraquo; в пользу муниципалитетов. На вопрос, почему это не делается, у меня внятного ответа нет. Потому что финансовые возможности у государства для этого имеются./ppndash; От некоторых отчаявшихся глав муниципальных образований, которых за плохое состояние дорог, отсутствие уличного освещения суды по представлению прокуроров привлекают к материальной ответственности, звучат призывы об отказе от полномочий, не обеспеченных финансами. Как можете это прокомментировать?/ppndash; Это не выход. Я бы назвал это одним из вариантов laquo;местечковых суверенитетовraquo;. Мы это уже проходили. Надо на федеральном уровне, как я уже сказал, принимать решение о перераспределении налогов. Сейчас для этого ситуация более благоприятная, нежели в 2000 году./ppndash; В недавнем послании президента России Федеральному Собранию Дмитрий Медведев призвал регионы избавиться от непрофильных активов: laquo;заводов, газет, пароходовraquo;. Откажутся ли власти от подконтрольных электронных и печатных средств массовой информации? Или поступят как-то по ndash; иному? /ppndash; Скорее всего, руководители субъектов Федерации посыл Медведева реализуют по-хитрому: найдут титульных собственников, крупных бизнесменов, которые будут следовать в абсолютном фарватере власти. Или предпримут такой шаг: создадут открытое акционерное общество со 100-процентной региональной собственностью. Медиа ndash; ресурс накануне серьезных выборных кампаний никто так просто не отдаст./ppСправка /ppАлександр Костюков ndash; доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. Автор учебника по муниципальному праву, более пятидесяти проектов действующих нормативных актов федерального, регионального и местного уровней, соавтор Федеральных законов laquo;О местном самоуправлении в Российской Федерацииraquo; и laquo;Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииraquo;, член-корреспондент Муниципальной академии РФ./p

По сообщению сайта Аргументы и Факты