Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Русский репортер»: рассекреченные WikiLeaks документы подвергаются грубой цензуре западной прессы

Дата: 19 января 2011 в 16:40 Категория: Новости интернета

Западные и некоторые российские СМИ осуществляют грубую цензуру материалов, рассекреченных WikiLeaks, и делается это для того, чтобы оправдать политику США на постсоветском пространстве, считает известный публицист, один из авторов «Русского репортера» Исраэль Шамир.

В качестве главного цензора выступает британская газета The Guardian, которая является основным информационным партнером WikiLeaks. Право редактировать рассекреченные депеши американских дипломатов она и некоторые другие издания получили от самих создателей скандального сайта, но стали этим злоупотреблять, пишет Шамир.

Он поясняет, что WikiLeaks разрешила цензуру лишь затем, чтобы оградить от краха сотни невинных «маленьких» людей, чьи имена были упомянуты в депешах. Предполагалось, что газеты перед публикацией будут их вычеркивать, причем, согласно договоренности, на сайте WikiLeaks будут размещаться только те телеграммы, что уже прочтены и обработаны прессой.

Однако The Guardian решила злоупотребить своей привилегией и приступила к широкой цензуре по политическим и иным соображениям, далеко выходящим за пределы «охраны невинных», утверждает публицист. Западной интерпретации депеш невольно поддались и многие российские СМИ, поскольку переводили не исходник, а уже отредактированный текст.

Как антиамериканская депеша превратилась в антироссийскую

Имея доступ к оригиналам депеш, «Русский репортер» приводит в качестве примера цензуры, полностью исказившей изначальный смысл, телеграмму американского посла в Казахстане, отправленную из Астаны в январе 2010 года.

Из оригинала следует, что крупные зарубежные компании, в том числе British Gas и ENI, заключали нефтяные и газовые сделки с Казахстаном при помощи больших откатов коррумпированным чиновникам. Эти взятки были санкционированы ЦРУ, а банкир-американец, который посредничал между западными бизнесменами и местной властью, был очищен судом Нью-Йорка от обвинений в даче взяток на сумму в 84 миллиона долларов и вышел с заседания богатым и свободным человеком.

Говорилось в телеграмме американского посла и о том, как высокопоставленный член правительства Казахстана Максат Иденов, возглавлявший тогда национальную нефтяную и газовую компанию и бывший представителем государства при заключении сделок с западными компаниями, не подпускал «жадный» российский «Газпром». Правда, судя по тексту, это делалось не из честности, а в сугубо корыстных целях — тем самым Иденов просто добивался того, чтобы месторождения получила компания ENI, в которой он сам летом 2010 года стал вице-президентом по стратегическому планированию.

Однако из-за вырезанных из депеши важных кусков текста смысл получился антигазпромовским и антироссийским — выходило, что «Газпром» стремится связаться с коррупционными чиновниками в Казахстане, чтобы получить выгодные контракты. В мировом общественном мнении утвердилась неверная мысль, что Wikileaks — враг российских интересов, а «Газпром» — «стервятник», пишет Исраэль Шамир. Информация о продажности западных компаний и покровительстве взяточников со стороны ЦРУ осталась в тени.

«Новая газета» оценивает сделку BP и «Роснефти» на основе утечек WikiLeaks: партнеры с замаранной репутацией нашли друг друга

Между тем российский партнер WikiLeaks, «Новая газета», продолжает раскрывать подоплеку нашумевшей сделки между британским нефтегазовым концерном BP и российской государственной компанией «Роснефть».

Экономические мотивы этого соглашения вторичны по сравнению с политической составляющей. Партнеры с замаранной репутацией нашли друг друга. BP, чьи позиции серьезно пошатнул катастрофический разлив нефти в Мексиканском заливе, получают доступ к огромным месторождениям в Карском море и поправляют свою капитализацию. А «Роснефть», созданная из отнятого государством ЮКОСа, как бы легализует приговор Ходорковскому, пишет газета.

Не случайно идея подобной сделки приписывается вице-премьеру правительства РФ и председателю совета директоров «Роснефти» Игорю Сечину — главному проводнику энергетической политики Кремля. Издание публикует депеши американских дипломатов, объясняющие, как проходила принудительная национализация ЮКОСа, какую роль в этом сыграл Сечин и какие геополитические технологии использовал при этом Кремль.

Распил опальной нефтяной империи проходил примерно по одной схеме, которой можно присвоить кодовое название «Байкалфинансгрупп». В 2004 году эта никому не известная контора приобрела самый ценный актив ЮКОСа — «Юганскнефтегаз». О бенефициарах приобретателя знал только тогдашний президент Владимир Путин, заявивший журналистам, что это — физические лица, долго работающие в энергетической сфере. Кто такие эти физлица, узнать так и не удалось: буквально в тот же день «Байкалфинансгрупп» была куплена государственной «Роснефтью» за 10 тысяч рублей.

Но дело в том, что империя ЮКОСа не ограничивалась пределами России, и схема «Байкалфинансгрупп» не работала там, где заканчивалась юрисдикция Кремля. Например, ЮКОС вместе с литовским правительством с 2002 года владел единственным НПЗ Прибалтики — Mazeikiu Nafta. После того как у ЮКОСа начались проблемы, НПЗ стал привлекательным куском для тех, кто эти проблемы ЮКОСу обеспечил.

В итоге правительство Литвы столкнулось с серьезной дилеммой, но, несмотря на письма российского правительства и на намеки прекратить поставки нефти на НПЗ, литовские чиновники решили, что лучше понести убытки и отчасти лишиться российской нефти, чем отдавать стратегически важный завод близким Кремлю компаниям. В мае 2006 года государственный тендер на покупку Mazeikiu Nafta выиграл польский холдинг PKN Orlen.

После этого началось самое интересное. Дело в том, что до 2006 года литовский НПЗ снабжался российской нефтью двумя путями — морем из Приморска через терминал в Бутинге и по трубопроводу «Дружба», построенному еще в советское время. Но после того как стало известно о результатах тендера, на участке нефтепровода «Дружба», через который шла нефть в Литву, внезапно случилась авария.

Если верить источникам американских дипломатов из нефтяных компаний, Сечин велел прекратить поставки по нефтепроводу «Дружба» на литовский НПЗ задолго до аварии. Расчет был направлен на то, что польский холдинг, выигравший тендер на покупку НПЗ, но лишившийся львиной доли поставок, сам откажется от сделки, даже не дождавшись одобрения Евросоюза. Но литовцы ответили с позиции силы, пригрозив закрытием железной дороги, и тут ресурсы Кремля оказались ограниченными: закрывать Приморский порт для нефтетрейдеров они не решились.

Как бы в Кремле ни хотели получить контроль над бывшим юкосовским активом, но закрыть для трейдеров Приморск значило лишить поставок и компанию Guvnor «друга Путина» Геннадия Тимченко, заключает «Новая газета», отмечая, что в 2006-2007 годах доля Gunvor в торговле через Приморск была самой большой в сравнении с другими поставщиками.

Нефтепровод «Дружба» до сих пор не починен, зато Gunvor продолжает успешно возить нефть на литовский НПЗ из Приморска в Бутинге и с каждым годом только наращивает объемы. Соседям можно грозить сколько угодно, но до тех пор, пока это не касается интересов тех физических лиц, работающих в сфере энергетики, о которых знает один Владимир Путин, говорится в заключение материала.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com