Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Дело этого войска — труба

Дата: 19 января 2011 в 17:21 Категория: Происшествия

За последние десятилетия многие привыкли пренебрежительно отзываться о Российской армии. Между тем наша армия до сих пор имеет в своем составе уникальные подразделения. Одно из них — трубопроводные войска, о которых, уверен, многие просто никогда не слышали. А трубопроводные войска отметили 14 января свой 59-й день рождения
В первой половине ХХ столетия моторизированная техника становится одной из главных составляющих вооруженных сил любого государства. Но танки и автомобили не могут передвигаться без горючего. Нефтепродукты переходят в разряд важнейших стратегических средств, непосредственно влияющих на исход сражений. Но горючее как-то надо доставить к полю боя. И еще в декабре 1933 года по заказу Красной армии трест «Нефтепроводстрой» разработал проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной в 100 километров. Производительность трубопровода диаметром в 75 миллимет-ров составляла 350 тонн горючего в сутки. Заказ на его изготовление промышленность получает в 1934 году, но отсутствие у государства средств останавливает эту работу. Вернулись к ней только с началом Великой Отечест-венной войны.
В частности, уже на третьем месяце войны сложилось крайне тяжелое положение с обеспечением ГСМ войск Ленинградского фронта. Топливо в осажденный Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Но это не решало проблему. И в апреле 1942 года было принято решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. В то время сама подобная идея казалась фантастической — раньше нигде в мире такую работу не проводили. По конструкции это был разборный трубопровод с резьбовым соединением, но для надежности после свинчивания части дополнительно сваривались между собой. Сооружение трубопровода проводилось под огнем противника, и все-таки уникальный нефтепродуктопровод протяженностью 29 километров (в том числе 21 километр под водой на глубине 12,5 метра) был построен за 43 дня. По нему последовательно перекачивались четыре вида топлива.
После окончания войны трубопроводные части были расформированы, но время ставило проблемы доставки ГСМ к частям все ост-рее. 14 января 1952 года военный министр СССР Василевский подписывает директиву о создании первого отдельного батальона перекачки горючего. Эта дата и считается днем рождения трубопроводных войск.
Сразу разворачиваются работы по созданию отечественного полевого магистрального трубопровода. Его прототипами стали отечест-венные полевые коллекторы и американский военный сборно-разборный трубопровод. Уже в 1953 году был разработан и изготовлен опытный образец полевого магистрального трубопровода (ПМГ-100-100). Во время испытаний началась разработка трубопроводов диаметром 150 миллиметров, которые по производительности (две тысячи тонн горючего в сутки) вдвое превосходили предшественника. Потом появились ПМТ второго поколения — «Раструб». Здесь уже использовался машинный монтаж. Именно подобной техникой были оснащены трубопроводы, принятые в 1972, 1975 и 1980 годах. Вместе с ними в армию поступали новые, более мощные передвижные насосные установки. Примечательно, что аналогов им в других странах мира не было и нет до сих пор.
Это ярко показала война в Афганистане. Контингенту советских войск ежемесячно требовалось около 80 тысяч тонн различных материальных средств. При этом на горючее приходилось почти 70 процентов. Поставить такое количество можно было только трубопроводами. Строительство полевого магист-рального трубопровода по маршруту Хайратон — Пули-Хумри общей протяженностью 250 километров началось в июне 1980 года. С активизацией боевых действий возникла необходимость еще одной линии ПМТ по маршруту Пули-Хумри — Баграм (свыше 180 километров). В 1984 году по этим линиям были проложены вторые линии трубопроводов.
Следует отметить, что трубопроводные войска показали свою необходимость и в мирной жизни. Так, летом-осенью 1972 года на подступах к Москве горели торфяники, что могло привести к национальной катастрофе. Пожары были ликвидированы на площади 44 тысячи гектаров благодаря усилиям пяти трубопроводных бригад и четырех отдельных трубопроводных батальонов. Трубопроводные войска активно использовались при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Они обеспечивали бесперебойную подачу большого количества воды (до четырех тысяч кубометров) из водоемов вне зоны радиоактивного поражения для безостановочной работы бетонного завода. В Якутии с 1966 года ПМТ, приобретенные в рамках конверсии, успешно перекачивают нефть из глухой тайги (Талаканское месторождение).
Все это говорит о том, что трубопроводные армейские разработки — это разработки двойного назначения. Их применение в бизнесе чрезвычайно выгодно, но чаще всего бизнес об этом просто не догадывается. К сожалению, после распада СССР значительная часть ПМТ осталась в бывших союзных республиках. Вне России остался и единственный в СССР производитель полевых трубопроводов — завод в Ивано-Франковске. И хотя давно обсуждается вопрос о производстве ПМК на Северском заводе в Свердловской области, дело никак не стронется. А дело стоит того, чтобы взяться за него со всей серьезностью.
Ведущий рубрики «Другие праздники»

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»