Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Фигня война, главное – стратегия!

Дата: 19 января 2011 в 20:20 Категория: Происшествия

Скандалить в письменном виде умеют не только клиенты банков. Сами банкиры также иногда вынуждены прибегать к старому верному способу коллективного создания письма турецкому султану. В данном случае в роли султана выступило российское правительство в лице разработчиков стратегии развития банковского сектора на ближайшие пять лет. А пишет им ассоциация российских банков, потому что никак не получается молчать, когда охота материться.

На тридцать страниц проекта стратегии развития банковского сектора, АРБ подготовила 15 страниц замечаний и возражений, и надеется, что все это будет учтено в итоговом документе.

Разработчиков стратегии банкиры эмоционально побили и вслух – на парламентских слушаниях, которые прошли в Совете Федерации перед новогодними праздниками. За два часа, отведенных для мероприятия, к микрофонам удалось прорваться  двадцати выступающим, которые, за всю банковскую систему выразили резкое несогласие с правительственными оценками как причин кризиса, так и путей выхода из него.

Не медаль

Что правительство хочет от банков? Чтобы те осознали, что их отняли «от груди» бюджетной помощи и поставили на ноги. А дальше – по Горькому: «ты мне не медаль на шее висеть, иди-ка ты в люди». В тексте проекта стратегии так прямо и написано, что условия для дальнейшего повышения вклада банковского сектора в развитие российской экономики, созданы. И банковская система должна перейти от экстенсивной модели развития, которая несет прямую угрозу устойчивости банков, к интенсивной.

Одной из главных проблем российского банковского сектора регулятор считает его слабую конкурентоспособность. Виной тому, по мнению разработчиков стратегии, отвратительное управление рисками, обслуживание бизнеса владельцев, разные нехорошие манипуляции и очковтирательство контролирующим органам. А также слабая информационная защита и то, что трудно найти крайнего, но легко – «стрелочника». В общем, как написано в документе, «основные причины кризисных явлений в российском банковском секторе имеют внутренний характер».

С такой формулировкой вполне согласен генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. По его мнению, ссылаться на мировой кризис – это днем с огнем искать стрелочника. А настоящая причина того, что банковский сектор никак не может отказаться от государственной соски – низкое качество активов и низкий уровень капитализации. «Санация дала кратковременный характер.  Необходимо обеспечение законодательной возможности санирования банков без участия государства. Рефинансированию  — да, поддержке банков-банкротов – нет», — заявил гарант возврата всякому россиянину 700 тыс. рублей.

Банкиры на такую формулировку чрезвычайно обиделись. Что за милая правительственная привычка вешать всех собак на одного стрелочника? Банки тоже прекрасно умеют навести тень на плетень и критику на самокритику, поэтому считают причинами кризиса не только вышеперечисленные факторы, но и то, что «их возникновение и накопление предопределялось структурными недостатками экономики страны».  Так что не надо, мол, швыряться обвинениями, у нас тоже камней полные карманы. 

На парламентских слушаниях банкиров поддержал исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев. Он заявил, что в стратегии сформулированы непонятные цели для банковской системы.  Не видно последовательности развития, нет стратегической карты, по которой надо воевать. До стратегии документ не дотягивает, это скорее концепция.

Кстати, совсем сворачивать антикризисные меры, по мнению Мурычева, еще рано. Их нужно оставить как инструмент. Его при этом необязательно использовать, но пусть будет на всякий случай, для душевного спокойствия, как зачехленное оружие, которое раз! – и можно выдернуть в следующий опасный момент. «Мы живем циклично, от кризиса к кризису и набор отверток в хозяйстве надо иметь», — заявил эксперт.

Ямщик, не гони лошадей

Интенсивная модель развития российских банкиров не привлекает. Мол, развитие банков шло и будет идти параллельно с развитием экономики страны. Не мы такие – жизнь такая. И зачем гнать нас вперед хворостиной, когда вся страна мирно щиплет жухлую травку? Мы согласны искать новые пастбища, но не галопом. Ладно, не ползком, но хотя бы шагом с постепенным переходом на рысь как раз к концу реализации стратегии.

Единственное, где банкиры готовы проявить прыть и резвость – «в восстановлении темпов кредитования в номинальном выражении не менее 15% в год». Но взамен за это они считают, что неплохо бы расширить объемы государственных гарантий при кредитовании стратегических для страны отраслей. Мол, мы дадим кредиты для российской экономики, а она, в свою очередь, тоже привстанет с колен и посмотрит вдаль.

Что требовать от банков, если почти все российские предприятия не видят никаких перспектив, день прожили – и слава богу, с новым годом! Разве они будут при таком подходе брать кредиты и, самое главное, потом их отдавать?

Но правительственный курс в данном вопросе определен достаточно четко: «банковскому сообществу целесообразно рассмотреть вопросы упрощения процедур кредитования для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса». Мол, просили же не раз: хватит уже делать из малого бизнеса Золушку российской экономики, будьте доброй феей, дайте льготный кредит, пусть новое платье купит.

Не хотите? А получи, фашист, гранату – в стратегии проложена зеленая улица кредитным кооперативам, микрофинансовым организациям и ломбардам. Да, за ними всеми уследить – все равно, что контролировать тараканов: включишь свет, типа плановая проверка, и — рассыпались по углам, спрятались. Затопчешь парочку – и можно дальше свет гасить. В темноте-то тараканов и не видно, и как будто их и нет.

Председатель правления Юникредитбанка Михаил Алексеев недоумевал с трибуны по поводу условий для развития небанковских организаций: зачем выпускать джина из бутылки, а потом пытаться его регулировать? И вообще, какой смысл принимать стратегию развития только на пять лет, читай, на ближайший электоральный цикл? А дальше что, конец света? Так он, судя по календарю индейцев майя, уже в 2012 году нас настигнет…

Член комитета Государственной Думы по финансовому рынку Павел Медведев радостно сел на своего любимого конька и засвистел нагайкой по микрофинансовым организациям. Он потряс газетой, где было напечатано объявление о том, что организация «Золотой запас» предлагает гражданам доходность до 83% годовых. «Через полгода эти вкладчики станут моими клиентами. Если банк предложит такой процент по вкладу, что с ним регулятор сделает?»

Каждому жителю – по огнетушителю

Банковская система России больна синдромом Анны Карениной. Она обещает умереть от повышения требований регулятора к минимальному размеру капитала. Однако правительство на истерики не покупается и считает: хочешь жить – умей вертеться.

Как заявил в своем выступлении член совета директоров Банка России Михаил Сухов, чтобы купить все последние технологии и чувствовать себя конкурентоспособным на мировом рынке (а мы ведь именно к этому стремимся, в конце концов?) банк должен иметь активы как минимум на 5 млрд. рублей. Поэтому, по его мнению, «докапитализация всея Руси» хотя бы до миллиарда – это не блажь регулятора, а суровая необходимость для того, чтобы вылезти из-за печки в то же ВТО и сплясать так, чтоб хоть все поняли. А какой «Базель 2» и «Базель 3» может быть, если у банков в кармане вошь на аркане?

«Для того чтобы заработать деньги на технологии, нужно их вложить в капитал. У банков уже есть опыт применения первой планки увеличения капитала. Опасения не оправдались: и деньги нашлись, и никто из игроков с рынка не ушел, кроме нескольких, да и то не по этой причине», — с металлом в голосе заявил Сухов.

Как известно, регулятор  надеется, что повышение требований к капиталу приведет к усилению конкурентной борьбы. Но банковское сообщество уверено: конкуренции не будет. И без того сильные банки станут совсем монстрами, а так называемый «средний класс» в лице 500 региональных банков уже сейчас нервно готовит инструмент, чтобы начать строгать себе гроб.

Как высказался исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин, от предложенного правительством ряда мер возникает ощущение, что они приведут к ограничению, а не усилению конкуренции. «Малые региональные банки не сливаются в крупных игроков, а просто уходят, оставляя рынок своих клиентов федеральным банкам. Мы никогда не сможем быть стопроцентно конкурентными на внешнем рынке, лишь единицы на это способны. Согласен, что внутреннюю конкуренцию необходимо развивать, но не замещением банковских услуг иными финансовыми услугами», — заявил он.

Президент АРБ Гарегин Тосунян также считает, что не надо обижать маленьких и пусть будет много разных банков. Многослойность банковского пирога очень важна для населения страны, где на каждые 5 тысяч жителей приходится по одному банку, в то время как в Европе есть один банк на тысячу человек. Предложение следующее: пусть большой капитал имеют вновь образуемые банки федерального и транснационального значения.

Банки готовы развивать филиальную сеть, как того требуют авторы стратегии. Но им обидно, что регулятор считает, будто новые отделения не открываются из-за недостаточной капитализации, в то время как на самом деле большинство издержек – именно административные, то есть те, которыми авторы стратегии вполне могут порулить, если захотят.

Тем не менее, банкиры признали, что многое в проекте стратегии прописано в расчете на эффективную деятельность банков. Доходность будет находиться в зоне повышенного внимания регулятора. Также он требует законодательных полномочий для оценки деловой репутации владельцев банка, чтобы пресекать влияние на банковскую систему лиц, замешанных в недобросовестных финансовых операциях.

Одной из существенных претензий к разработчикам стратегии стало то, что рабочий вариант документа был распечатан и роздан присутствующим чуть ли не за три минуты до начала обсуждения. До этого по рукам гуляла «пиратская» версия сырого документа, содержание которой настроило банковское сообщество довольно непримиримо. И хотя представленный на «генеральной репетиции» вариант был уже «полупрожаренным», ассоциация российских банков предоставила возможность всем высказаться в письменном виде, затем объединила предложение, довела их до ума, существенно расширив границы предложенной стратегии, и направила во все инстанции, которые могут повлиять на итоговое решение.

Каким именно путем пойдет российская банковская система, будет решено уже скоро.

По сообщению сайта Банкир.ру