Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мы в зоне доступа: новые законы не дадут власти спрятаться от граждан?

Дата: 20 января 2011 в 11:00 Категория: Новости политики

laquo;Покажите, что вы демократыraquo;p style=text-align: justify;Длительная законотворческая эпопея завершилась — 13 января Верховная Рада отдала более 400 голосов за два закона: laquo;О доступе к публичной информацииraquo; и новую редакцию Закона laquo;Об информацииraquo;. Причем в их поддержку проголосовали представители всех парламентских фракций./pp style=text-align: justify;Напомним, проект Закона laquo;О доступе к публичной информацииraquo; еще в 2008 году внес на рассмотрение парламента бютовец Андрей Шевченко. А регионалы Елена Бондаренко и Владимир Ландик зарегистрировали свой законопроект — дополнение к действующему Закону laquo;Об информацииraquo;. Вокруг проектов было много шумихи, пока депутаты не решили создать рабочую группу по их согласованию. В группу помимо нардепов вошли журналисты, эксперты и активисты./pp style=text-align: justify;Нынешнее событие эксперты называют беспрецедентным. laquo;Это первый случай, когда действующая власть согласилась на дискуссию с представителями общественных и профессиональных организаций, попыталась разобраться в сути их требований и пошла на компромисс с целью поддержки своего имиджа, который в последнее время стремительно падаетraquo;, — говорит одна из участниц рабочей группы, директор Института массовой информации Виктория Сюмар./pp style=text-align: justify;Со своей стороны, соавтор альтернативного законопроекта, глава подкомитета по вопросам ТВ и радиовещания Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко называет принятие законов стратегической победой действующей власти./pp style=text-align: justify; — Нам говорили: laquo;Покажите, что вы демократыraquo;. Мы и показали. Мы критиковали законопроект Шевченко, потому что там была масса ошибок, некоторые вещи противоречили даже Конституции. Мы написали свой законопроект, он тоже был несовершенен. Тогда мы создали рабочую группу, чтобы никто потом не нацепил на себя корону. Мы вычистили нормы, которые не соответствовали действующей законодательной базе, и сделали так, чтобы два закона друг другу не противоречили. Так и вышли на уникальный с точки зрения результата компромисс, — рассказывает она./p Право знать p style=text-align: justify;Несмотря на то что оба принятых закона во многом лишь расширяют положения действующего Закона laquo;Об информацииraquo;, некоторые изменения революционны, поскольку соответствуют стандартам обращения с публичной информацией, принятым в большинстве цивилизованных стран мира./pp style=text-align: justify;Что они дают обычному гражданину? Возможность в течение пяти дней узнать, что зашифровано в платежке за коммунальные услуги, почему отключена горячая вода, что планируют строить рядом с его домом — парковку или заправку, какого качества вода подается в водопровод, как распределяются деньги местного бюджета: сколько тратится на школы и детсады, сколько — на поликлиники и больницы./pp style=text-align: justify;И это лишь самый примитивный список, поскольку теперь гражданин сможет запросить в любом государст-венном или местном органе власти практически любой документ, отображающий важные решения. А если чиновники решат наложить на этот документ гриф laquo;для служебного пользованияraquo;, им придется пояснить как своим начальникам, так и гражданам, почему они это сделали./pp style=text-align: justify;Эксперты напоминают, что представители госорганов и ранее были обязаны отвечать на запросы граждан, но исполняли эту функцию не всегда и чаще всего подходили к ней формально, сочиняя отписки вместо ответов по сути. Нынче же гражданин может запросто обратиться с такой отпиской в суд, и уже судья будет решать, что превалирует в запрашиваемом гражданином документе — общественный интерес или потенциальный вред, который может нанести государству раскрытие информации./pp style=text-align: justify;Важно и то, что новые законы разрешают невозможную ранее процедуру — подавать запросы в госорганы со специальным статусом. laquo;Таким органом, например, является Государственное управление делами, которое обслуживает первых лиц государства за счет бюджетных средств. Но куда идут эти средства, почему нужно лечить 450 человек на сумму, на которую можно было бы лечить много тысяч людей, мы никогда не знали. Теперь эта информация должна быть открытой, и я призываю коллег пользоваться такой возможностьюraquo;, — говорит Виктория Сюмар./pp style=text-align: justify;Кроме того, теперь каждый по желанию может не только присутствовать на открытых заседаниях местных советов, но и требовать от местных администраций копий важных документов. laquo;Органы местного самоуправления — формально представители общины, но раньше эти представители не были обязаны отчитываться перед общиной. А существуют такие интересные документы, как, например, земельные кадастры. К ним, как правило, имеют доступ максимум 2 человека в администрации или местном совете. Граждане имеют право на получение собственного пая, но где именно находится свободная земля, принадлежащая общине, неясно, поскольку нет доступа к кадастру. Теперь такую информацию чиновники не смогут скрыватьraquo;, — поясняет Сюмар./pp style=text-align: justify;Сотрудник Института медиа-права Тарас Шевченко добавляет, что в новый список органов, обязанных отчитываться гражданам о проделанной работе и предоставлять информацию в ответ на их запросы, теперь войдут коммунальные предприятия и госуниверситеты./p Власть — не священная корова p style=text-align: justify;Принятию двух законов аплодируют со всех сторон — и власть, и оппозиция, и гражданские активисты, и журналисты. По мнению экспертов, этот факт значим именно тем, что отдельные законы о доступе к публичной информации действуют в 70 странах мира, а среди постсоветских стран такого закона не существовало только в Украине и Беларуси./pp style=text-align: justify;laquo;Мои коллеги из стран бывшего соцлагеря говорили мне, что ничто так не изменило их страны, как закон о доступе к публичной информации. Ведь после утверждения этого закона к власти были обращены сотни тысяч запросов, и она просто вынуждена была открыться. Так разрушается миф о священной власти, о которой никто ничего не знает, а она делает что хочетraquo;, — говорит Виктория Сюмар./pp style=text-align: justify;По мнению экспертов и политиков, принятые законы — первый шаг к изменению общественного сознания, которое только должно еще произойти в Украине. laquo;Работа гражданина — трудоемкая, тяжелая и ответственная. Воспитывать в себе гражданина — большая задача. Как показывает опыт, сознательных граждан, — которые со знанием дела и стремлением дойти до конца занимаются защитой своих прав, — у нас не так уж и много. Мы же сейчас добавили еще одно эффективное оружие в арсенал активного гражданинаraquo;, — резюмирует Елена Бондаренко./p Что изменит новый закон о доступе к информации? Действующий Закон Украины laquo;Об информацииraquo;, 2.10.1992 г.br /Принятые ВР 13 января 2011 г. Законы Украины laquo;О внесении измененийnbsp; дополнений в Закон Украины laquo;Об информацииraquo; и laquo;О доступе к публичной информацииraquo;Субъекты информационных отношений: граждане Украины; юрлица;nbsp; государство. Запрашивающие информацию: физ — и юрлица, объединения граждан.br /Распорядители информации:br / 1. субъекты властных полномочий — органы государственной власти и местного самоуправления;br / 2. юрлица, которые финансируются из государственного или местного бюджета;br / 3. лица, имеющие делегированные полномочия органов государственной и местной власти;br / 4. субъекты хозяйствования, владеющие информацией о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов, авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях. Срок изучения запроса на предмет возможности его удовлетворения: не более br / 10 дней. На протяжении этого срока госучреждение доводит до сведения гражданина, будет ли удовлетворен его запрос. Ответ на запрос предоставляется в течение месяца. Ответ на запрос об информации: не позднее 5 рабочих дней с дня получения запроса; если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы личности, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов, аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий — не позднее 48 часов с дня получения запроса. Запрос на ознакомление с официальными документами подается в письменной форме. Право на запрос без объяснения причин направления запроса в устной, письменной или любой другой форме. Контроль за режимом доступа к информации осуществляет государство. Контроль за обеспечением доступа к публичной информации осуществляют:br / 1. уполномоченный ВР по правам человека;br / 2. временные следственные комиссии ВР;br / 3. народные депутаты Украины;br / 4. депутаты местных советов;br / 5. общественные организации и советы;br / 6. граждане лично. Источники и порядок получения, использования и хранения официальной информации госорганов и органов местного самоуправления определяются законодательными актами об этих органах. Все распорядители информации, независимо от нормативно-правового акта, на основании которого они действуют, при решении вопросов о доступе к информации должны руководствоваться Законом laquo;О доступе к публичной информацииraquo;.pnbsp;/ppnbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты