Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Взяться за ум

Дата: 20 января 2011 в 13:30

Наталия Цой
В сентябре прошлого года новым главой Министерства образования и науки стал Бакытжан Жумагулов. Его назначение совпало с тем сложным периодом, когда необходимо было взять под жесткий контроль ситуацию, связанную с целым рядом скандалов. О том, к каким выводам он пришел и какие новации в образовании ожидают казахстанцев, Бакытжан Турсынович рассказал «НП»


Вопрос «НП» министру образования и науки Бакытжану Жумагулову:
— На пленарном заседании сената парламента в прошлом году Вы заявили о том, что намерены вернуть в Казахстан 125 ученых, которые работают за границей...
— В РГП «Национальный центр биотехнологии РК» приглашены и уже трудятся 10 ученых соотечественников, ранее проживавшие в США, России, Израиле, Корее, Великобритании. С 2009 года работает в Институте математики, информации и механики профессор Н.С.Даирбеков, ранее профессор университета имени Джорджа Вашингтона (город Сиэтл, США). Этим же институтом привлекаются к выполнению программы фундаментальных исследований по геометрии и информатике научные кадры из России.
В тесном контакте с научными организациями и вузами работает наш талантливый соотечественник Дос Сарбасов. Являясь руководителем лаборатории по изучению молекулярных и биохимических механизмов онкологических заболеваний в ведущем медицинском центре в Хьюстоне, США, он читает лекции в казахстанских вузах, а также организует стажировки для наших докторантов в США.
Предусматривается присуждение на конкурсной основе 5-10 крупных грантов казахстанским ученым, работающим за рубежом (от 2 до 4 миллионов долларов США), для создания современных лабораторий на базе Назарбаев Университета и других ведущих вузов страны. Реализуя научные проекты в своих лабораториях, они примут активное участие в разработке и становлении PhD программ отечественных университетов.
Таким образом, определенный задел по привлечению в Казахстан ученых-соотечественников есть, будем его активизировать. Мы должны осуществить «кадровый прорыв» в научно-технической сфере.
«НП»: Как Вы в целом оцениваете систему образования в Казахстане сегодня? Нуждается ли она в реформировании? С чего Вы планируете начать?
Б. Жумагулов: Приведу некоторые примеры. Два последних года Казахстан находится в четверке лучших стран по индексу развития образования ЮНЕСКО, а в 2009 году даже возглавлял этот рейтинг. Мы заняли 5-е место по математике и 11-е — по естествознанию в авторитетном международном сравнительном исследовании TIMSS.
Однако то образование, которое сложилось на сегодня, уже не в полной мере соответствует требованиям времени. И вообще, ученые утверждают, что система образования должна подвергаться качественным изменениям каждые 20-25 лет.
В связи с этим с 2011 года берет старт новая Госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы. При разработке были учтены итоги выполнения предыдущей госпрограммы. Необходимо констатировать, что наряду с достижениями имеются и нерешенные проблемы. Это обеспечение детсадами, переход на 12-летнее образование, материально-техническое оснащение организаций образования.
Главные направления госпрограммы: повышение статуса педагога, электронное обучение «e-learning», совершенствование финансирования системы образования, обучение в течение всей жизни, улучшение воспитательной работы и молодежная политика.
«НП»: Памятуя о недавнем скандале, связанном с неграмотными школьными учебниками, скажите, пожалуйста, каким образом будет ужесточен контроль за качеством учебников и методических пособий?
Б. Жумагулов: Проведенное 23 октября 2010 года в Алматы республиканское совещание с руководителями издательств, авторами и экспертами о систематизации работы по разработке, экспертизе и изданию учебников можно считать переломным моментом в решении проблем их качества. Принято решение демонополизировать экспертизу, то есть привлечь специалистов и общественность к процедуре экспертизы, создать соответствующий форум на сайте министерства. Так, для проведения общественной экспертизы созданы разделы по обсуждению качества учебников на казахстанском образовательном портале www.portal.edu.kz и сайте министерства www.edu.gov.kz . Утверждены новые правила, которые определяют трехэтапную экспертизу учебников и учебно-методических комплексов (УМК).
Республиканский научно-практический центр «Учебник» проводит экспертизу на соблюдение преемственности изучения предмета, определение научной обоснованности содержания, методики изложения материала с учетом возрастных особенностей обучающихся, дидактических требований, предъявляемых к структуре и аппарату учебника. Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина проводит экспертизу на соответствие содержания учебников государственным общеобразовательным стандартам образования (ГОСО), учебным программам.
Наконец, для коллегиального и гласного принятия решения создан Республиканский совет по рассмотрению результатов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий. В состав республиканского совета включены депутаты парламента, представители государственных, общественных и неправительственных организаций, педагогической и научной общественности.
На основании решения республиканского совета министерство формирует и утверждает перечень учебников, учебно-методических комплексов и пособий, рекомендованных к использованию.
«НП»: На пленарном заседании сената парламента в прошлом году Вы заявили о том, что намерены вернуть в Казахстан 125 ученых, которые работают за границей...
Б. Жумагулов: Президентом страны Н.А.Назарбаевым поставлена задача: в ближайшие 15-20 лет внедрить технологические инновации и достичь инновационного лидерства. Важную роль в этом процессе играет наука.
Не останавливаясь на анализе конкретных цифр, касающихся процесса воспроизводства научных кадров в Казахстане, отмечу только, что обеспеченность вузов докторами и кандидатами наук составляет 40,8 процента, в научной сфере — 41 процент. По-прежнему сохраняется тенденция старения кадров, имеющих ученые степени. Средний возраст докторов наук — 56,8 лет, кандидатов — 48,5 лет.
Поэтому мы ставим перед собой задачу — подготовить в ближайшие годы молодых специалистов, владеющих современными методами исследований. Но цикл воспроизводства научных кадров носит долгосрочный характер, поэтому пополнение кадрового потенциала в его наиболее квалифицированной части возможно за счет привлечения зарубежных ученых, в том числе и соотечественников, работающих в ведущих зарубежных научных центрах. Приоритет будет отдаваться исследователям в области нанотехнологий, биотехнологий и генной инженерии, энергосберегающих технологий и т.п.
Эти вопросы нашли отражение в проектах нового Закона «О науке» и целевой программы «Привлечение зарубежных ученых к научно-исследовательским разработкам для повышения уровня конкурентоспособности науки Казахстана». Предусматривается выделение бюджетных средств на указанные цели.
Кроме того, для иностранных специалистов, привлекаемых в высшие учебные заведения и научные организации, предусматривается ряд льгот в области трудового законодательства, получения гражданства и т.д. В новой редакции законопроекта «О миграции населения» предусматривается упрощение процедуры выдачи разрешений иностранным работникам на трудоустройство или работодателям на привлечение иностранной рабочей силы из числа этнических казахов и соотечественников.
«НП»: Бывший министр образования и науки Жансеит Туймебаев 13 апреля 2010 года издал приказ №168, в котором говорится, что «к написанию и защите дипломной работы допускаются студенты, имеющие оценки «отлично» и «хорошо и отлично»... То есть троечники не допускаются к написанию дипломных работ. Как Вы относитесь к такому решению?
Б. Жумагулов: Мной 1 ноября 2010 года подписан приказ №506 «О внесении изменений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». Согласно этому приказу, все студенты сдают государственные экзамены и защищают дипломную работу (проект) в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, едиными для всех форм обучения.
Допускается вместо защиты дипломной работы (проекта) сдавать два государственных экзамена по профилирующим дисциплинам специальности (образовательной программы), в случае, если студент находится на длительном лечении в стационаре (более одного месяца) на основании медицинской справки о состоянии здоровья, имеет ребенка в возрасте до 3 лет на основании свидетельства о рождении ребенка, ухаживает за больными родителями на основании медицинской справки о состоянии здоровья родителей, инвалид с ограниченными возможностями на основании медицинской справки об инвалидности.
Другие случаи замены дипломной работы на сдачу дополнительных государственных экзаменов не допускаются.
«НП»: Не секрет, что уровень зарплаты педагога, особенно в школе, очень низок. Планируете ли Вы заняться вопросом повышения заработной платы преподавателям в дошкольных, средних и высших учебных заведениях? Если да, то когда это может произойти и насколько может увеличиться заработная плата?
Б. Жумагулов: За последние 3 года средняя заработная плата педагогов по всем уровням образования увеличилась в среднем на 40 процентов. Однако она все еще ниже средней зарплаты в экономике. Это отражается на уровне преподавательского состава и не способствует повышению престижа педагогов.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы сделан акцент на повышение престижа и статуса педагога, к 2015 году средняя зарплата педагогических работников приблизится к заработной плате в частном секторе экономики.


1. По последним данным в Казахстане на 1 миллион населения приходится 988 работников, занятых научными исследованиями и разработками. Это значительно меньше, чем в России (3319, на 1 миллион человек в 2007 году), Финляндии (7832), Исландии (6807), Швеции (5416), Японии (5287), США (4605), Норвегии (4587), Австралии (3759), Канаде (3597), Франции (3213). Данный показатель соответствует уровню развивающихся стран.
2. По прогнозам европейских исследователей, общая потребность специалистов только в сфере нанотехнологий в 2010-2015 годах составит более 2 миллионов человек. Из них: 900 тысяч — США, 600 тысяч — Япония, 400 тысяч — Европа, 200 тысяч — Азия (кроме Японии), 100 тысяч — остальной мир.

Алла Иванилова
А вчера во время коллегии с участием премьера министр образования затронул и тему ЕНТ. По мнению Жумагулова, качество и содержание тестов необходимо серьезно совершенствовать и переходить от оценки заученных знаний к индикаторам способности и умения мыслить. При этом он отметил, что на уровне школ и местных исполнительных органов необходимо обеспечить прозрачность, чтобы ЕНТ проходило без каких-либо нарушений. «К сожалению, эти факты стали все чаще встречаться», — резюмировал он.
Послушав объемный «рапорт» Бакытжана Жумагулова, глава правительства посоветовал привлекать частные инвестиции при реализации программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан». «Финансирование из республиканского и местных бюджетов увеличивается, но этот процесс не бесконечен. Поэтому по дошкольному образованию приоритет нужно пересмотреть на привлечение инвестиций из частного сектора, более широкое использование института государственно-частного партнерства», — заметил Масимов.
Помимо этого глава Кабмина поручил министру разработать специальную программу обеспечения студентов жильем.
Еще одна принципиально новая задача в госпрограмме образования — электронное обучение e-learning, по примеру США, Японии, Великобритании, Южной Кореи. В Казахстане к 2020 году планируется охватить электронным обучением половину всех организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90 процентов на всех уровнях подготовки. Так, в дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные обучающие игры, в средней школе — электронные учебники, в колледжах и профлицеях — виртуальные тренажеры, в вузах — электронные научно-исследовательские лаборатории. Для реализации таких грандиозных планов Казахстану потребуется приобрести около полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения — один компьютер на 18 учащихся, перейти к 1:1, что соответствует уровню развитых стран. При этом организации образования планируется обеспечить широкополостным Интернетом с пропускной способностью 4-10 мегабит в секунду в отличие от имеющегося уровня 50-500 килобит в секунду. Сейчас Казахстан занимает 69-е место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий.
Астана

По сообщению сайта Новое поколение