Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Казахстане начнут борьбу с «эпидемией» суицидов

Дата: 20 января 2011 в 17:10 Категория: Здоровье

В Казахстане начнут борьбу с «эпидемией» суицидов

В последнее время в Казахстане участились  случаи детского и подросткового суицида. В  чем причина этого явления, как предотвратить самоубийства детей и подростков в интервью ИА «Новости-Казахстан» рассказал доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член и вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги Александр Катков.

— Александр Лазаревич, скажите в нашей стране самоубийств среди детей на самом деле стало больше или о них стали больше писать и говорить публично?

— И то и другое. Первое, что надо иметь в виду — вообще степень агрессивности среды:  и информационной, и психологической, и экологической, выросла многократно, за последние буквально два десятка лет. Степень же устойчивости населения, особенно восходящего населения — дети, подростки, молодежь — к агрессивным воздействиям среды — и информационной и психологической — к сожалению, не повысилась в последние 20 лет, а наоборот — порядочно снизилась.

Стрессоустойчивость людей снизилась, мы хуже стали переносить стрессы, вообще уровень здоровья населения ухудшился, уровень психического и психологического здоровья тоже снизился.

— Что толкает детей на суицид?

— Что особенно важно для детей — это стресс. С  одной стороны,  это требования, которые предъявляет система образования, требования, которые предъявляют к ним родители, требования подростковой среды, которая тоже стала более агрессивной, и не все дети могут находить достойные ответы.

У детей и подростков развивается синдром  деморализации, когда они испытывают тревогу, ощущение тупика и безысходности, то есть они не находят ответы на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. У детей путаются мысли, они не мыслят ясно, сумятица в голове, кроме того,  они испытывают неприятные ощущения в теле, у некоторых детей, как выход из этого состояния, может быть суицидальная попытка.

Дети живут не в безвоздушном пространстве: сейчас  по телевидению по десять раз на день показывают   как происходят самоубийства в художественных фильмах, в Интернете с легкостью можно все это увидеть.  Никаких проблем здесь нет  для того, чтобы расстаться с жизнью, это с легкостью можно узнать.

За счет агрессивной информационной среды многое распространяется такое, чего не нужно распространять, но это уже есть. Теперь нужно думать о том, как выработать устойчивость ребенка, подростка к этой агрессивной среде

— Что делать,  если родители заметили у своего ребенка «синдром деморализации»? Куда  должны обратиться родители или, может быть, сам подросток?

— Ребенок, конечно, может обратиться к родителям. Но если родители  «накачивают» правилами, которые невозможно выполнить, ребенок не получает никакого ответа, потому что с родителями должного контакта нет.

Второй вариант, где он может встретить понимание и сочувствие в этом состоянии — это преподавательская среда:  учителя, школьные психологи, социальные педагоги. Но может получиться так, что они к этому не готовы, что они просто не знают, что делать, потому что их самих плохо профессионально подготовили.

Но мы можем диагностировать не факты уже суицидальные, а риски суицидов. Такие диагностические программы есть, школьные психологи и социальные работники должны быть оснащены этими программами

Когда все это сходится: есть повышенное агрессивное давление со всех сторон на ребенка или подростка и никакой стратегии противодействия или взаимодействия с этим давлением и не к кому обратится — ни к родителям, ни к школьным психологам, а своих ресурсов маловато – тогда развивается состояние  деморализации.

В одну секунду мы не улучшим состояние среды, не повысим устойчивость подростка к современному миру.  Но мы можем диагностировать не факты уже суицидальные, а риски суицидов. Такие диагностические программы есть, школьные психологи и социальные работники должны быть оснащены этими программами. Также должны быть программы, которые снижают эти риски, такие программы тоже есть.

В настоящее время в систему образования внедряются такие программы — вовлечение в уровень социальной эпидемии и программа обучения социальных педагогов.

Это все на национальном уровне  — программа развития здравоохранения Казахстана «Саламатты Казахстан» предусматривает как раз оснащение такими диагностическими программами и обучение школьных психологов и педагогов. Сейчас решается вопрос о трехлетней научно-технической программе эффективной профилактики социальных эпидемий. В республике будет научный центр, который будет специально заниматься проблемой социальных эпидемией.

По сообщению сайта Nur.kz