Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Борьба с «эпидемией» суицидов будет вестись на государственному уровне — эксперт

Дата: 20 января 2011 в 17:30 Категория: Здоровье

Борьба
с «эпидемией» суицидов будет вестись на государственному уровне — эксперт
 
В
последнее время в Казахстане участились случаи детского и подросткового
суицида. В чем причина этого явления, как предотвратить самоубийства детей и
подростков в интервью ИА «Новости-Казахстан» рассказал доктор медицинских наук,
профессор, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов
Европы, действительный член и вице-президент Профессиональной психотерапевтической
лиги Александр Катков.
-
Александр Лазаревич, скажите в нашей стране самоубийств среди детей на самом
деле стало больше или о них стали больше писать и говорить публично?
-
И то и другое. Первое, что надо иметь в виду — вообще степень агрессивности
среды: и информационной, и психологической, и экологической выросла
многократно, за последние буквально два десятка лет. Степень же устойчивости
населения, особенно восходящего населения — дети, подростки, молодежь — к
агрессивным воздействиям среды — и информационной и психологической — к
сожалению, не повысилась в последние 20 лет, а наоборот — порядочно снизилась.
Стрессоустойчивость людей снизилась, мы хуже стали переносить стрессы, вообще
уровень здоровья населения ухудшился, уровень психического и психологического
здоровья тоже снизился.
-
Что толкает детей на суицид?
 -
Что особенно важно для детей — это стресс. С одной стороны, это требования,
которые предъявляет система образования, требования, которые предъявляют к ним
родители, требования подростковой среды, которая тоже стала более агрессивной,
и не все дети могут находить достойные ответы. У детей и подростков развивается
синдром деморализации, когда они испытывают тревогу, ощущение тупика и
безысходности, то есть они не находят ответы на вопросы, которые перед ними
ставит жизнь. У детей путаются мысли, они не мыслят ясно, сумятица в голове,
кроме того, они испытывают неприятные ощущения в теле, у некоторых детей, как
выход из этого состояния, может быть суицидальная попытка.
 Дети
живут не в безвоздушном пространстве: сейчас по телевидению по десять раз на
день показывают как происходят самоубийства в художественных фильмах, в
Интернете с легкостью можно все это увидеть. Никаких проблем здесь нет для
того, чтобы расстаться с жизнью, это с легкостью можно узнать. За счет
агрессивной информационной среды многое распространяется такое, чего не нужно
распространять, но это уже есть. Теперь нужно думать о том, как выработать
устойчивость ребенка, подростка к этой агрессивной среде
 -
Что делать, если родители заметили у своего ребенка «синдром деморализации»?
Куда должны обратиться родители или, может быть, сам подросток?
 -
Ребенок, конечно, может обратиться к родителям. Но если родители «накачивают»
правилами, которые невозможно выполнить, ребенок не получает никакого ответа,
потому что с родителями должного контакта нет.
Второй
вариант, где он может встретить понимание и сочувствие в этом состоянии — это
преподавательская среда: учителя, школьные психологи, социальные педагоги. Но
может получиться так, что они к этому не готовы, что они просто не знают, что
делать, потому что их самих плохо профессионально подготовили.
Когда
все это сходится: есть повышенное агрессивное давление со всех сторон на
ребенка или подростка и никакой стратегии противодействия или взаимодействия с
этим давлением и не к кому обратится — ни к родителям, ни к школьным
психологам, а своих ресурсов маловато – тогда развивается состояние деморализации.
В
одну секунду мы не улучшим состояние среды, не повысим устойчивость подростка к
современному миру. Но мы можем диагностировать не факты уже суицидальные, а
риски суицидов. Такие диагностические программы есть, школьные психологи и
социальные работники должны быть оснащены этими программами. Также должны быть
программы, которые снижают эти риски, такие программы тоже есть.
В
настоящее время в систему образования внедряются такие программы — вовлечение в
уровень социальной эпидемии и программа обучения социальных педагогов.
Это
все на национальном уровне — программа развития здравоохранения Казахстана «Саламатты
Казахстан» предусматривает как раз оснащение такими диагностическими
программами и обучение школьных психологов и педагогов. Сейчас решается вопрос
о трехлетней научно-технической программе эффективной профилактики социальных
эпидемий. В республике будет научный центр, который будет специально заниматься
проблемой социальных эпидемией.
  Агентство международной информации «Новости-Казахстан»

По сообщению сайта Meta · новости дня