Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Виновна ли Россия в польской беде?

Дата: 20 января 2011 в 17:40

Ботагоз Сейдахметова
В польских СМИ тема смоленской трагедии, в которой погибли польский президент и практически вся польская политическая элита, сегодня главная. Причиной тому недавно обнародованный отчет российского Межгосударственного авиационного комитета, в котором сделан вывод о том, что главной причиной падения самолета стали ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Варшаву эти выводы во многом не удовлетворили.
Польская сторона составила собственный отчет по этой катастрофе

По мнению Министерства внутренних дел Польши, аэропорт в Смоленске не был пригоден для работы с любыми рейсами, особенно в плохую погоду. В частности, в министерстве считают, что у этого аэропорта устаревшая система контроля воздушного движения, к тому же деревья на взлетно-посадочной полосе были намного выше, чем это разрешено правилами техники безопасности.
В декабре прошлого года польское правительство также сообщило российским властям, что смоленские диспетчеры дали польскому экипажу вводящую в заблуждение информацию относительно положения их самолета перед крушением. По словам министра внутренних дел Польши Ежи Миллера, российским диспетчерам следовало запретить польскому экипажу садиться на аэродроме Северный при таких погодных условиях.
Напомню, что, согласно выводу МАК, польский экипаж не предпринял адекватных действий при посадке в момент плохой видимости. В отчете МАК, в частности, говорится, что была нарушена «стерильность» кабины, то есть в ней присутствовал посторонний, что пилоты изрядно нервничали, потому как боялись гнева президента Леха Качиньского в случае, если делегация вовремя не попадет на церемонию памяти польских офицеров, расстрелянных в Катыни по приказу Сталина.
Кроме того, в отчете говорится о том, что российские диспетчеры предупреждали польский экипаж об опасности и у них была возможность уйти на второй круг или сесть в другом аэропорту. Посторонним в кабине пилотов оказался главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого позже эксперты обнаружат 0,6 промилле алкоголя.
Между тем Министерство внутренних дел Польши считает, что нет никаких доказательств того, что экипаж находился под давлением в момент приземления, и того, что главком воздушных сил был пьян.
В минувший понедельник польская Gazeta Wyborcza сообщила, что, по мнению польских следователей, пилоты «хотели прервать посадку». Это подтвердил и заместитель председателя польской комиссии, которая расследует причины катастрофы, Мирослав Гроховский. Он сообщил, что комиссии предстоит выяснить, почему пилотам не удалось совершить маневра. Для этих целей будет совершен тестовый полет на единственном оставшемся в польских ВВС «Ту-154».
Польские СМИ передают слова российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который надеется, что никто из польских политиков не будет «пытаться нажить политический капитал на этой трагедии».
На самом деле, напряжение между двумя странами вновь стало нарастать в связи с отчетом комиссии. И для польских политиков, которые уже вступили в парламентскую гонку, смоленское досье, по сути, шанс разыграть российскую карту.
Для одних это возможность продемонстрировать ясность ума и дальновидность в отношениях с влиятельным восточным соседом. К таковым относится лидер либеральной партии «Гражданская платформа» и премьер-министр Польши Дональд Туск, который на пресс-конференции 13 января, то есть на следующий день после обнародования отчета МАК, рассказал суть претензий Польши и призвал Россию и Польшу не ухудшать отношения, которые начали налаживаться.
Для вторых, в частности, для брата-близнеца покойного президента Польши Ярослава Качиньского и его партии «Право и справедливость» — шанс в очередной раз потешить антироссийские настроения части польского электората. Он назвал отчет МАК «насмешкой над Польшей».
Зять покойного Леха Качиньского Марцин Дубенецки и вовсе выдвинул версию о заговоре в целях убийства польского президента. По его заявлению, семья президента так и не получила доказательств вины польских пилотов: «Есть много признаков, показывающих, что русские хотели бы убить Леха Качиньского... Я говорю это как представитель Марты Качиньской».
В качестве причин российского заговора зять покойного президента назвал высокие шансы Леха Качиньского на победу на следующих выборах президента, невыгодность его кандидатуры для Москвы за проводимую им антироссийскую политику, а также его реакцию на августовские события 2008 года в Грузии.
При всем моем уважении к полякам и в связи с известными печальными историями с участием российских спецслужб версия с заговором мне кажется притянутой за уши.
Между тем действующий президент Польши Бронислав Коморовский также заявил, что расследование авиакатастрофы было проведено с ошибками, но не стал ставить под сомнение основные выводы отчета МАК.

P.S. Соцопрос после публикации российского отчета показал, что популярность праволиберальной правящей «Гражданской платформы» премьера Дональда Туска сократилась на 2 процентных пункта, составив 35,6 процента. Одновременно с этим на 2 процентных пункта, до 26 процентов, выросла поддержка правоконсервативной оппозиционной партии «Право и справедливость», которая подвергает острой критике действия правительства в связи с катастрофой под Смоленском.

По сообщению сайта Новое поколение