Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Терроризм в Казахстане не дремлет

Дата: 21 января 2011 в 10:11

Терроризм в Казахстане не дремлет

Терроризм в Казахстане не дремлет

 

В последние годы мировое сообщество очень часто сталкивается с проявлениями терроризма и экстремизма. При этом, если ранее в мире действовали автономные экстремистские организации, нацеленные на достижение собственных целей, то примерно с конца 1990-х годов начали появляться признаки объединения различных экстремистских, сепаратистских и террористических движений. В том числе такое объединение происходит под знаменами исламского фундаментализма.

Несмотря на то, что в Казахстане отсутствуют прямые предпосылки для появления террористических групп, угрозы терроризма и экстремизма, тем не менее, существуют в связи с такими факторами, как геополитическое положение республики, низкий уровень жизни определенной части населения, политизация этничности и религии, радикализация деятельности различных религиозных общин и сект и т.д.

Сложность и неоднозначность ситуации в сфере противодействия угроз терроризма и экстремизма в Казахстане отражают результаты социологического исследования, проведенного Международным институтом региональных исследований «Открытое общество»в сентябре-октябре 2010 г. в рамках государственного социального заказа Управления внутренней политики г. Алматы. Выборочная совокупность опроса составила 1200 респондентов из числа алматинцевот 18 лет и старше.

В своем большинстве (61,5%) респонденты не беспокоятся относительно проявления и распространения экстремизма. Вместе с тем боле трети опрошенных (38,5%) считают, что соответствующая угроза в определенной степени существует.А 5,9% респондентов отметили, что им лично приходилось сталкиваться с проявлениями религиозного экстремизма. Данное обстоятельство говорит о том, что потенциальная угроза активизации религиозных экстремистов на территории г. Алматы все же существует.

Среди различных направлений экстремизма в г. Алматы, по оценкам респондентов, имеют проявления в основном национального (38,8%) и религиозного (29,1%) экстремизма, причем преимущественно выражающегося в скрытой форме. Хотя, скорее всего, главным образом речь здесь идет о случаях, связанных с проявлениями этнической и религиозной нетерпимости.

Конкретно в связи с проявлениями и распространением экстремизма соответствующих горожан беспокоит вероятность открытых конфликтов (32%), растущая напряженность в межнациональных отношениях (18%), исламизация общества (16,7%), приход экстремистов к власти (16%), попадание молодежи под влияние новых религиозных течений (10,8%), вовлеченность ее представителей в секты (8,7%) и появление значительного количества различных сект (6,5%).

При оценках данной ситуации в динамике для большинства опрошенных (54,1%) она за последние 5 лет нисколько не изменилась. Тогда как 15% респондентов полагают, что ситуация вокруг проявления экстремизма ухудшилась, и еще 30,8% затруднились ответить на данный вопрос. Таким образом, ответы относительно улучшения рассматриваемой ситуации отсутствуют.

Ухудшение ситуации с проявлениями экстремизма респонденты связывают исключительно с религиозной составляющей. При этом в рамках распределения опрошенных на группы в связи с их этнической принадлежностью было выявлено, что казахов больше всего беспокоит усиление агрессивности мышления среди молодежи в связи с вовлечением в религию, русских – распространение сектантства, а представителей других национальностей — учащение случаев проявления религиозного экстремизма.

Около пятой части опрошенных (21,1%) полагают, что в Алматы существуют религиозные экстремистские организации и группировки. Хотя при этом большинство из них затруднились назвать эти группировки, что позволяет утверждать о гипотетическом характере данных предположений. Те же респонденты, которые проявили осведомленность по этому поводу, назвали «Исламскую партию Восточного Туркестана»(16,4%), «Организацию освобождения Восточного Туркестана»(9,4%), «Жамаат моджахедов Центральной Азии»(5,6%) и «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами»(2,3%). Как видим, здесь названы организации, представители которых в разное время действительно проявляли себя в Казахстане.

Среди факторов, наиболее способствующих возникновению религиозного экстремизма, респонденты назвали низкий уровень жизни (62,4%), использование религии в политических целях (62,3%), деятельность зарубежных миссионеров (59,7%) и собственное толкование отдельных основополагающих положений ислама, отличающееся от официального толкования (57,3%).

Исследование также выявило то, что информированность населения г. Алматы о законодательстве республики, регулирующем вопросы противодействия терроризму и экстремизму, а также о предпринимаемых действиях со стороны властей по предотвращению данных угроз, достаточно низка, судя по ответам 55% и 48% респондентов соответственно. Вместе с тем деятельность государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской и террористической деятельности алматинцами оценивается достаточно высоко, что видно по ответам 66,5% респондентов.

Таким образом, результаты проведенного социологического исследования показали, что слабым звеном в деятельности государства по борьбе с экстремизмом и терроризмом является информационная и пропагандистская составляющая. В связи с этим рекомендуется усилить работу в данном направлении.

С целью предотвращения «заражения» молодежи идеями религиозного экстремизма предложена разработка соответствующей системы психологических, педагогических и социальных мер. В частности, предлагается разработать и внедрить систему тестирования среди учащихся старших классов средней школы для выявления «группы риска», то есть лиц, потенциально склонных к участию экстремистской деятельности, с целью проведения затем среди них воспитательно-профилактической работы.

В целом, граждане Казахстана должны осознавать, что угроза экстремизма не является мифической, и им следует быть готовыми содействовать компетентным органам в вопросах ее предотвращения.В данном ключе было бы полезным, чтобы к такой деятельности максимально подключилось и религиозное духовенство, осуждая проявления терроризма и экстремизма и поощряя терпимость и доброжелательное отношение ко всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания.

По сообщению сайта Zakon.kz