Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

От чего зависит благополучие ребенка и чем могут помочь родители

Дата: 21 января 2011 в 11:10

p style=text-align: justify;Как не перепутать собственное представление о счастье с желанием ребенка? Как на начальных ступенях развития помочь ему добиться успеха и найти себя? Чему стоит поучиться у иностранных родителей и педагогов?br /br / Об этом — наша беседа со Светланой Белецкой, преподавателем Харьковского педуниверситета и писательницей. Весной этого года увидит свет ее книга под рабочим названием laquo;Ваш ребенок и его успехraquo; — практическое руководство для любопытных взрослых, как называет издание сама автор./p Даешь счастливое детство! p style=text-align: justify; — Ваша книга — об успехе ребенка. Но что это такое? Ведь в нашем представлении успешный ребенок чаще всего — потенциальный предприниматель, бизнесмен./pp style=text-align: justify; — Успешный ребенок мало чем отличается от успешного взрослого, если отталкиваться от того, что целью жизни является саморазвитие, совершенствование себя./pp style=text-align: justify;Для чего родители хотят, чтобы ребенок был успешным? Для того, чтобы он был счастливым. Все счастливые люди успешны, потому что они совершенствуются в том, что им интересно. Задача взрослого — помочь ребенку найти себя, свои желания. Еще Григорий Сковорода связывал счастье человека с самопознанием. Современные взрослые до сих пор измеряют успех ребенка его школьными оценками. Я согласна, очень важно научить ребенка читать и писать, но не менее важно помочь ему научиться извлекать пользу из ошибок, оценивать свои сильные стороны, справляться с гневом и завистью, эффективно выходить из конфликтов и многое, многое другое./pp style=text-align: justify;Успешный ребенок — не только тот, кто получает каждый день laquo;пятеркиraquo;, а тот, кто познает себя, не боится быть самим собой, делает попытки самостоятельно создать свою биографию./pp style=text-align: justify; — Какие ошибки в воспитании чаще всего совершают украинские родители?/pp style=text-align: justify; — Для нашей ментальности характерны две крайности: авторитаризм (laquo;Как я сказал, так и будет!raquo;) и чрезмерная опека (laquo;Как бы чего плохого не вышло!raquo;). Как ни странно, причина обеих крайностей одна — непонимание мира детства, восприятие ребенка как своей собственности, части себя. Помните советскую песенку: laquo;Переходит улицу мама двухсерийная, и вторую серию за руку ведетraquo;. Как ни парадоксально, но одна из главных задач наших родителей — научиться не мешать! Помочь двигаться в этом направлении может одно педагогическое изречение: ребенок — это индивидуальность, которая дана нам на воспитание. Он не является нашей собственностью, нашей частью, не обязан претворять в жизнь наши мечты. Ребенок — это соратник, сотоварищ. Поверьте, если вы примете эту идею, ваш воспитательный вектор полностью изменится и многие проблемы отпадут сами собой./pp style=text-align: justify; — Вы изучали различные методики воспитания, проводили исследования в США и Японии. Нам есть чему у них по-br / учиться?/pp style=text-align: justify; — У каждого народа есть чему поучиться, несмотря на его воспитательные проблемы. У японцев есть внутреннее понимание мира детства. По их мнению, большое количество ограничений в детстве способствует тому, что в последующем ребенок будет laquo;несчастным взрослымraquo;. Поэтому их дошкольники встречаются с очень маленьким количеством laquo;нетraquo;. В садике малыши не ходят и не сидят — они кричат, шумят, laquo;летаютraquo;, в общественных местах, скажем, в очереди, они не стоят laquo;смирноraquo;, а крутятся laquo;волчкомraquo;. И никого это не раздражает. Японские взрослые понимают, что дети иначе не могут — на то они и дети. Украинцам же важен послушный ребенок. Мы не задумываемся, что нам важнее: послушный ребенок сейчас или счастливый потом./pp style=text-align: justify;В США мне очень симпатична идея воспитания оптимистов. Позитивное мышление — это laquo;народная религияraquo; американцев. В педагогическом аспекте оно непосредственно связано с адекватной самооценкой ребенка. Многое объясняет лозунг, который я увидела на входе в одну американскую школу: laquo;Твоя уверенность в себе значительно важнее твоего уровня IQraquo;. Оптимисту всегда легче быть счастливым и успешным./p Каждый уникален p style=text-align: justify; — В своей книге вы предлагаете определенные упражнения. Насколько они трудны для родителей и детей?/pp style=text-align: justify; — Они просты, было бы желание у родителей заниматься этим. Например, вы забрали ребенка из садика или школы и вместо надоевшего вопроса laquo;Что ты сегодня кушал?raquo; играете в игру laquo;Три события, которые меня рассмешилиraquo;. Вместо телевизора, вы можете попросить ребенка нарисовать laquo;Линию его жизниraquo;. Сделать это можно, даже если малышу всего-то 4 годика (интересно, что дети чаще всего вспоминают негативные события). Можно предложить ребенку подумать, что бы он изменил в мире, если бы был Богом. Как видите, упражнения несложные, главное — идея, которую родители могут развивать в любом направлении. Такое времяпрепровождение не только дает ребенку возможность лучше узнать себя, но и открывает взрослому мир детства./pp style=text-align: justify; — Сейчас модно начинать развитие ребенка чуть ли не с пеленок. Как вы относитесь к такой инициативе?/pp style=text-align: justify; — Отталкиваться нужно только от ребенка, от его особенностей. Есть дети, для которых ранние методики — это воздух, есть малыши, для которых все это противопоказано. Главная ошибка родителей находится в сравнении. Нельзя сравнивать своего малыша ни с кем! Какой бы идеальной ни была система, она не может подходить всем детям. Например, какой бы замечательной ни была система Монтессори, нельзя отдавать туда всех детей без разбору. Это как с лекарствами. Каждый ребенок уникален. Подбирать методики, учителя, учебное заведение нужно только в зависимости от него самого. Для этого нужно laquo;малоеraquo; — знать своего успешного ребенка!br /br / ДОСЬЕbr / Светлана Белецкая родилась в 1965 году. Окончила Харьковский университет им. Каразина.nbsp; Последние 15 лет преподает в Харьковском педагогическом университете. Вопросам воспитания посвящены ее доклады на международных конференциях в Оксфорде, Токио, Копенгагене, Бирмингеме, Барселоне, а также многочисленные статьи в научных и популярных изданиях Украины. В 2003 году стала финалистом Программы американского правительства для ученых Fulbright и в течение года проводила исследование в Университете штата Миннесоты (США). В 2005-м выиграла грант японского фонда Japan Foundation на проведение научного исследования в самом древнем женском университете Японии — Ochanomizu University (Токио)./pp style=text-align: justify;nbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты