Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АЛКОритм

Дата: 21 января 2011 в 13:00

Константин Маскаев
Убрать спиртное из обычных магазинов и торговать им только в специализированных предлагает Налоговый комитет Казахстана. Соответствующий законопроект об ужесточении контроля в алкогольной отрасли уже готовится. Согласно планам разработчиков, к этим торговым точкам будут предъявляться строгие требования. Каждый спецмагазин предлагается оснастить таким оборудованием, которое позволит не только фиксировать каждый факт покупки, но и сведения о ней в онлайн-режиме будут передаваться в налоговый орган

Разработчики кивают на американскую модель, которая, по их мнению, сделает рынок алкогольной продукции прозрачным настолько, что со временем это сулит полностью легализовать рынок алкоголя в стране. Такими замечательными перспективами делится начальник управления администрирования акцизов Айбек Паяев. Количество спецмагазинов по продаже алкоголя предполагается рассчитывать, исходя из численности населения.
Населению Астаны и Алматы будет достаточно ориентировочно 10-20 спецмагазинов, говорят налоговики. Проект закона находится на согласовании соответствующих министерств. Разработчики считают, что новый порядок вещей будет внедрен уже в конце текущего года или в 2012 году.
Вместе с тем Казахстанская ассоциация производителей алкогольной продукции также озабочена приведением рынка алкогольной продукции к прозрачным, легальным и цивилизованным формам. И действующее положение ее также не устраивает. У ассоциации тоже готов пакет предложений по этому поводу. Он, правда, в большей степени учитывает реальное положение дел и не так оторван от жизни.
Сегодня алкоголь продается во всех продуктовых и универсальных магазинах, будь то торговый центр или небольшая лавочка размером с киоск. По мнению руководителя Казахстанской ассоциации производителей алкогольной продукции Амиржана Калиева, через мелкие точки и рынки «сливается» основной поток контрафактного товара, содержащего алкоголь. Точек множество. Должный контроль за ними либо отсутствует, либо усложнен. Поэтому был разработан новый проект Закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции», который в данное время проходит стадию согласования с госорганами, к концу января — в феврале будет внесен в правительство, чтобы еще до конца первого квартала текущего года можно было направить его в парламент.
«Чистые слезы» — горькие слезы Этим документом предусматривается создание специализированных магазинов или отделов в супермаркетах, и только им будет дано право торговать спиртным.
— Минимальные требования для таких специализированных торговых точек, которые уже внесены в проект, для Астаны, Алматы и областных центров — площадь клиентской зоны не менее 40 квадратных метров. Для райцентров и сел, соответственно, 20 и 10 квадратных метров площади торгового зала, — делится А. Калиев.
Но у нас без перегибов никак не может обойтись. Это касается и предложений сократить количество магазинов, и передать торговлю алкогольной продукции специализированным магазинам. Ведь их число и так сократится, если будут действовать требования о минимальной площади торгового зала. Но при этом не учитываются, так сказать, местные особенности, образ мышления и жизни нашего народа.
На Западе и в США 80 процентов алкоголя приобретается и употребляется в барах и ресторанах и только 20 процентов реализуется в розничной торговле. У нас — с точностью до наоборот: 80 процентов алкогольной продукции нами приобретается в магазинах, а на бары и рестораны приходится только 15-20 процентов. Поэтому слепое применение западной практики в этом вопросе неуместно.
Три года тому назад президент дал поручение усилить борьбу с алкоголизмом. Встречная инициатива снизу была направлена на введение государственной монополии рынка алкогольной продукции. Но удалось компетентно доказать, что введение такой монополии уничтожит конкуренцию, уронит качество и усилит коррупционную составляющую в среде чиновников.
Когда говорится о передаче функций реализации спиртного спецмагазинам, депутаты и чиновники, видимо, отождествляют себя с западными потребителями и их образом жизни. Ничего плохого в этом нет, но слишком мало стыкуется с образом жизни большей части граждан. Прежде, видимо, нужно поднять уровень жизни населения до определенных параметров, чтобы наш человек обедать и ужинать ходил в любимый семейный ресторан или кафе. А потом уже значительно сокращать число названных магазинов.

По сообщению сайта Новое поколение